Литературные жанры Нового Завета
Спрашивает РоманОтвечает Виктор Белоусов, 11.06.2007
Мир Вам, Роман!
Литературные жанры в Библии - исторически сложившиеся виды литературного творчества,
использованные авторами Библии. Подход к Писанию как к книге
Богочеловеческой предполагает исследование тех литературных принципов, на которых
построены составные части Библии. Классификация и характеристика жанров
относится к области литературной критики библейской. Поскольку каждый жанр имеет
свои законы и свойства, их анализ необходим для экзегетики. Игнорирование
особенностей жанра может привести к неадекватному толкованию текста, когда от
произведения, написанного в определенном жанре, будут ожидать того, что для него
нехарактерно.
Агада (евр. — сказание, повествование), назидательный комментарий к
Писанию, связанный обычно с положениями галахи, но не имеющий канонич.
характера. Агада имеет вид притчи, легенды, пословицы, изречения. По
содержанию она имеет нравственно-назидательный характер и включает в
себя богосл. размышления, историософские сказания. Нередко агада
передавала и древние представления о природе. Христос Спаситель изредка
прибегал к этой форме поучения (Мф 12:40-42; Мк 10:2-9; 12:28-31).
Апология (греч. — защитительная речь), Ж., преследующий цель защиты
веры с помощью определ. доводов. В ВЗ образцом апологии служит Кн.
Премудрости Соломона. Из неканонич. книг и апокрифов к апологетич.
лит-ре относятся 4 Макк и Послание Аристея к Филократу. Мотивы апологии
встречаются и в НЗ (Деян 2:14-36; 7:2-53; Рим 1:18-8:39). Этот Ж.
получил свое развитие у раннехрист. апологетов
Аретология (от греч. ўret» — доблесть, храбрость), сказания о подвигах праведника, прославляющие силу Божью и добродетель праведника. У языч. писателей аретология широко представлена в биографиях героев. Элементы ее есть у Филона Александрийского. В ВЗ аретологич. характер носят сказания о Моисее и пророках (Илии и Елисее).
Басня, форма назидательного рассказа, где в качестве героев действуют
животные, растения и неодушевленные предметы. Басня в жанровом
отношении близка к притче и аллегории. В ВЗ содержатся две басни, в
к-рых подразумеваются политич. события (Суд 9:8-15; 4 Цар 14:9), в
обеих действующими лицами являются деревья.
Биография и автобиография появились еще в древнем Египте. Их задача — изобразить жизнь к.-л. лица начиная с рождения. Элементы биографии содержится в сказаниях о пророках (в доканонич. форме они могли быть полнее) и в Евангелиях, к-рые, однако, не могут быть причислены к жанру биографии, т. к. преследуют иные цели. То же следует сказать и о Деяниях.
Благословения и проклятия, устойчивые формулы культового характера,
впервые появившиеся на Древнем Востоке (напр., егип. тексты проклятия
врагам страны). В язычестве этот жанр был составной частью магических
церемоний. В ВЗ благословения и проклятия взаимосвязаны, часто следуют
одно за другим и употребляются в форме условий-предостережений (напр.,
Втор 28:2-14; 15-68). Формулы этого Ж. встречаются и в НЗ (напр., Мф
5:3-12), причем проклятие, т. е. отлучение от Бога, произносится крайне
редко (Мк 11:12-14 и парал.). Проклятие греха и смерти снимается с
человечества смертью и Воскресением Иисуса Христа (Гал 3:13-14).
Богослужебный устав, руководство для совершения ветхозав. культа (напр., Левит).
Генеалогия (греч. — genealog…a, евр. толдот, тольдот — родословие, происхождение), перечень имен, призванный указать на родственную связь лиц, колен, племен и народов. Генеалогии наиболее характерны для Кн. Бытия, в частн. для текстов Священнической традиции (см. ст. Четырех источников Пятикнижия теория). Цель этих генеалогий, по выражению Тураева, утвердить идею «единства человечества» (ср. Деян 17:26). Источником их служили народные предания и документы Древнего Востока. Нередко в генеалогиях (напр., Быт 10) под личными именами подразумеваются целые народы (блж. Августин, О Граде Божием, XVI, 3; см. ст. Эпонимы библейские). Насыщены генеалогиями и книги, относящиеся к циклу Хрониста (1-2 Пар, 1 Езд, Неем). В них списки имен призваны показать непосредств. преемственность между ветхозав. Церкви допленного периода и Церковью Второго Храма периода (иудейством). Генеалогии в Мф 1:1-16 и Лк 3:23-38 также приведены не просто для объективной информации, а для выражения веры в мессианство Господа, Его происхождение от Давида. Богословский характер генеалогии Мф подчеркнут тем, что в ней опущен ряд имен, чтобы получить условное число 14 (к-рое является суммой двух священных семерок — см. ст. Символич. числа библейские) и в то же время соответствует цифровому значению имени Давид: Д-4, В-6, Д-4). Генеалогия Лк восходит к Адаму в соответствии с универсалистским духом 3-го Евангелия.
Героический эпос, сказания о подвигах героев, к-рые заимствованы свящ. писателями из народных преданий. Этому Ж. свойственны гиперболы и драматизм повествования. Наиболее характерным примером героич. эпоса являются сказания о судьях.
Гимн, молитвенное песнопение, первоначально предназначавшиеся для обществ. богослужения;
Деяния (евр. маасй, деяния), форма ветхозав. учительной лит-ры, к-рая
повествует об отд. знаменательных событиях в жизни праведников. Как
полагают, этот лит. Ж. был одним из прототипов жанра Евангелий, хотя
маасе носили фрагментарный, эпизодич. характер. Примерами такого рода
деяний могут считаться рассказы о пророках.
Доксология (от греч. dТxa — слава), славословие и благословение, обращенные к Богу. Иногда доксологии заключали в себе молитвы (1 Пар 16:8-36), а иногда молитвы ими начинались (Дан 2:20-23; Лк 1:68). Одной из форм доксологии является призыв славить Господа (Пс 28).
Евангелие, жанр, к-рый не существовал в ветхозав. лит-ре и созданный в лоне христ. Церкви. Предшественниками Евангелий как лит. Ж. были биографии, деяния, аретологии, но писания евангелистов не тождественны ни одному из этих лит. видов;
Завет. Под этим словом подразумеваются д в а лит. Ж.: а) формула
заключения свящ. союза либо между равными людьми (Быт 21:25-32) — либо
между сюзереном и вассалом (1 Цар 11:1), либо между Богом и людьми (Быт
15; 17:1-14; см. ст.: Ветхий Завет; Новый Завет); б) наставление к.-л.
лица, кончающего свой земной путь (Быт 49; Тов 14). В НЗ эта форма
встречается в Ин 13:31-35; 16:32-33 и в Деян 20:17-35. Достаточно
характерна она для апокрифов, как ветхозав. (Завет 12 патриархов), так
и новозав. (Успение Блаженной Девы Марии).
Загадка (евр. хирб), иносказательное описание предмета или явления,
предлагаемое как вопрос для отгадывания (Суд 14:14). Загадкам присущ
оттенок иронии, они близки к Ж. басни и притчи. Однако загадки
рассматривались не просто как игра, а как проверка силы разума. Соломон
славился своим умением разгадывать загадки (3 Цар 10:1-3). Как
литературные загадки иногда использовались пророками (Иез 17:2 сл.).
Летопись, объективное, бесстрастное повествование об историч. событиях.
В самой Библии нет летописей в прямом смысле слова, но нек-рые разделы
ВЗ, вероятно, заимствованы из летописей (напр., Ис 36-39). На летописи
как на источники библ. книг есть указания в 3 Цар 14:19 и 1-2 Пар.
Мидраш (евр. — комментарий), сказание или поучение, являющееся
толкованием свящ. текстов. Этот Ж. появился в междузаветный период как
плод размышления над Словом Божьим. Мидраш существовал в двух формах:
как агада и как галаха.
Песни, разнообразные по характеру произведения библ. поэзии. Нередко
они сопровождались музыкой и танцем ( Исх 15:20 сл.). Песни отличались
широким диапазоном. Достаточно назвать трудовые песни (Числ 21:17-18),
иронические (Числ 21:27-30), сторожевые (Ис 21:11-12), свадебные
(отраженные в Песн), траурные (Иер 9:17 сл.: Ам 5:16-18), победные
песни (Суд 5). Классической надгробной песнью является песнь Давида на
смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1:17-27).
Письмо, переписка между частными лицами. В ВЗ примерами могут служить письмо Давида к Иоаву (2 Цар 11:15) и письмо Иеремии (Иер 29:1-28). Эллинистич. док-ты, изученные Дайссманном, показали, что послания ап. Павла во многом приближаются к Ж. частной переписки. Обычно такая переписка шла по установившемуся шаблону: 1) имя отправителя и адресата (напр., «Аминта приветствует Зенона»); 2) благодарение богам; 3) изложение просьб, наставления, предостережения, описание жизненных обстоятельств; 4) приветствия и добрые пожелания. Подобную же схему находим и у ап. Павла.
Послание (греч. эпистола), Ж., широко известный в греко-римском мире
и характерный для НЗ. В отличие от частной корреспонденции эпистолы
были «открытыми письмами», обращенными к целым общинам, и содержали
вероучительные и нравств. наставления. Послания ап. Павла были
одновременно и эпистолами и письмами, включая при этом элементы Ж.
доксологий, молитв и гимнов. В антич. и новозав. эпистолах часто
применялись лит. изобразительные средства (см. ст. Поэтика библ. книг).
Пословица, обычно краткое, устойивое в речевом обиходе изречение. В
библ. тексте пословицы имеют две формы. 1. Простая пословица посвящена
одной теме, напр.: «Какова мать, такова и дочь» (Иез 16:44); «Врач!
исцели самого себя» (Лк 4:23). 2. Сложная пословица, как правило, имеет
две темы, связанные между собой, напр.: «Венец славы — седина, которая
находится на пути правды» (Притч 16:31); «Пес возвращается на свою
блевотину» и «вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2 Петр 2:22).
Принято считать, что простые пословицы — чисто народного происхождения,
а сложные — продукт лит. творчества (см. ст. Пословицы библейские).
Притча (евр. машал — сравнение), небольшое назидательное изречение или рассказ. В ВЗ под словом машал обычно подразумевается афоризм (характерный пример — Кн. Притчей Соломона). Подобную же, но более сложную форму машала мы находим и в Евангелии (напр., Мф 5:13). Там же впервые появляются притчи-рассказы как важнейший элемент проповеди (хотя притчи-рассказы не чужды и ВЗ, напр., 2 Цар 12:1-6). Среднее положение между афоризмом и рассказом занимает притча-сравнение (напр., Мф 11:16 сл., 13:44-50). По мнению совр. экзегетов, притчи-рассказы в лит. отношении наиболее оригинальный евангельский Ж., начало к-рому положил Сам Господь Иисус. Нек-рые ветхозав. мидраши (см. выше) имеют сходство с евангельскими притчами-рассказами.
Пророческие речения, произносившиеся первоначально обычно при Храме, а
позднее собранные в книги. Для ранних пророческих речений характерна
наглядность, эмоциональность, резкая смена образов, метафоричность.
Речения эти начинаются формулой: «Так говорит Господь». Классич. форма
этого Ж. ведет начало от проповеди прор. Амоса, хотя существовал он и
раньше (Числ 24:15-24). Речения пророков облекались в поэтич. форму,
удобную для запоминания, со свойственным древневост. поэзии
параллелизмом (см. ст. Поэтика библ. книг). Пророки в речения вносили
элементы различных Ж. (песнь, загадка, притча), иллюстрируя пророчества
символич. действиями. Нек-рые проповеди Христа Спасителя по стилю
близки к пророческим речениям (напр., Мф 23), но знаменательно, что в
них никогда не встречается формула «Так говорит Господь».
Сказание, повествование, восходящее к устной традиции, к-рое
изложено в свободной, недокументальной форме, но говорит о реальных
событиях (ср. со скандинавской сагой). К Ж. сказаний относятся рассказы
о праотцах, патриархах, Моисее, Иисусе Навине и судьях.
Указ, письменно зафиксированное официальное правительств.
постановление (напр., 1 Езд 7:11-26). Многочисленные их образцы
содержат памятники Древнего Востока и эллинистич. времени.
Наличие в Библии разнообразных литературных жанров обусловлено тем, что Слово Божье обращено к людям через посредство исторически сложившегося языка и литературных форм, свойственных той или иной эпохе.
(Материал взят из "Библиологического словаря" Александра Меня)
Благословений,
Виктор