Откуда берет начало обряд крещения - погружения в воду? От Иоанна Крестителя или раньше?

Спрашивает Макс
Отвечает Александр Дулгер, 08.12.2010


Мир Вам, Максим!

Нет, обряд крещения не учрежден Иоанном Крестителем, как думают многие. Это древний иудейский обряд, который учредил Сам Господь Бог через Моисея.

Обратите внимание на диалог Никодима и Иисуса:

"Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" (от Иоанна 3:1-10)

Мы видим:
1) Никодим был видный, грамотный человек, фарисей, учитель, знаток законов.
2) Никодим никак не реагирует на слова Иисуса "кто не родится от воды", а начинает спорить о наставлении родиться от Духа.

Очевидно, что фарисеи понимали смысл водного крещения, которое предлагал Иоанн Креститель. Они были очень консервативными людьми (религиозными фанатиками) и никогда бы не совершили ритуал, который не был бы описан в Законе Моисеевом или в комментариях к нему.

И вот, что все это означало:

"Согласно Торе, когда человек ритуально осквернялся, он должен был погрузиться в воду, - это была часть его очищения (см. Левит 15:16). По определению язычники были оскверненными, и если они хотели стать евреями-прозелитами, то должны были пройти крещение. Когда человек совершает это, он или она юридически является тем же, что и новорожденный ребенок! Все, чем занимался человек до перехода в иудаизм, не имело значения. Его проступки не принимались во внимание, и сын, родившийся после его обращения, считался первенцем. Иными словами, с точки зрения раввинистической галахи, это своего рода твила (омовение), делающая человека подобным новорожденному ребенку, то есть еще раз рожденным. Иоанн Креститель проповедовал, что не только язычники, а также евреи осквернены – осквернены грехом - и поэтому нуждаются в твиле. Это то, о чем говорил Иисус.

(с) Роберт М. Джонстон, Доктор философии. Профессор Нового Завета и Происхождения Христианства.

С уважением,
Александр