Почему на вечерю в церкви АСД в пресный хлеб добавляют масло?

Спрашивает Александр
Отвечает Александр Дулгер, 08.04.2011


Александр спрашивает: Насколько я знаю, в церкви АСД в хлеб на вечерю, добавляют масло. В традиции же приготовления мацы присутствует только вода и мука. Почему же тогда добавляют масло в церкви АСД?


Мир Вам, брат Александр!

Маца, современное название опресноков, которые иудеи едят на Пасху, действительно приготовляется только из муки воды, без каких-либо добавок.

Однако, такой рецепт не более чем традиция, как Вы верно и написали. В Библии нет указаний, что опреснок изготавливается исключительно без масла.

Вот, что говорится в Библии об опресноках, которые кстати, использовались не только на Пасху:

"наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками]..." (Исх.23:15)

"Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов."
(Исх.29:1-3)

"Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.
И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;
(3Цар.17:12-13)

"Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,
и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; [это] жертва, благоухание, приятное Господу;
а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: [это] великая святыня из жертв Господних.
Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, [то приноси] пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем.
Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;
разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное.
Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем,
и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику;
и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике: [это] жертва, благоухание, приятное Господу;
а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его: [это] великая святыня из жертв Господних.
Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу..." (Лев.2:1-11)

"Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль." (Лев.2:13)

Как видите, библейский символизм достаточно ясен. Хлеб, указывающий на жертву Христа Спасителя, в левитских ритуалах должен был быть таким:
- из муки (символ хлеба насущного, т.е. Христа - Слова);
- пресным (символ безгрешности Сына Божьего);
- с растительным маслом, т.е. елеем (символ Духа Святого);
- с солью (символ завета с Богом, символ Христа, удерживающего от духовного разложения/порчи).

Поэтому, в Церкви АСД и используют хлеб согласно такого библейского символизма. Впрочем, это не есть закон и правило. Согласно Церковному руководству АСД, правило для хлеба одно - он должен быть пресным. Остальные два ингридиента (соль и елей) добавляют согласно сложившейся практике в той или иной общине. Так как у нас все таки не левитский ритуал, а новозаветний, детали которого Библия не уточняет, кроме того, что хлеб был пресным и виноградный сок не перебродившим.


С уважением,
Александр