Clicky

Уместно ли омовение ног сегодня?

Школа


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


449. Паршуков Д.Б. (pdb@???.ru) пишет: "Рассматривая старые рассылки, наткнулся на один вопрос (вопрос 3.22), который встал и у меня. Я согласен с тем, что надо понимать Библию так как она есть и не придумывать своего. Но, я думаю, контекст высказываний не менее важен. Читая о том, как Иисус омыл ноги ученикам и дал им заповедь делать то же самое, я подумал, что Христос сказал ученикам гораздо больше, чем понимаем мы, и они Его поняли. Иисус учил притчами, иллюстрациями, жизненными примерами которые были близки людям. Я думаю, что если бы Иисус пришёл в наше общество, то Он бы не стал учить нас на примере ногоомовения. Наверное я слишком всё замудрил, итак суть вопроса:
Мне кажется, что у Христа не было цели обязать всех христиан умывать друг другу ноги. Я думаю у Него была цель показать на примере то, что мы не должны возвышаться над людьми и не бояться быть униженными. Да это в общем то и следует из контекста. В те времена (если я не ошибаюсь) ноги умывали только рабы или сам себе. Поэтому факт умытия ног унижал человека и перед собой и перед другими. Сейчас это не так. Умывая ноги мы не чувствуем себя униженными. Мне не составит труда умыть ноги человеку, с которым у меня натянутые отношения. Но я испытаю, наверное, то же самое, что испытывал человек во времена Христа при умытии ног, если при всей церкви извенюсь перед этим человеком и протяну ему руку (тем более если я считаю, что я прав, а он нет). Какое Ваше мнение по этому вопросу?"

Двадцать второй вопрос в архиве рассылки уже не найти, но он сохранился на нашем сайте. Войдите в раздел вопросов и ответов и найдите его под номером 22 - http://www.biblestudy.ru/qna/3022.shtml

Действительно, Иисус учил на естественных примерах, которые Он брал из окружающей обстановки. На востоке существовал обычай, что гостям слуга омывал ноги в то время, когда они полулежа занимались своей трапезой. Люди путешествовали по пыльным восточным дорогам в открытых сандалиях, и их ноги постоянно были в пыли. Но случилось так, что в верхней горнице во время Вечери слуги не оказалось. С другой стороны, ученики были заняты спорами о том, кто из них главнее, и кто на каком месте будет в Царстве Христа, которое они ожидали в буквальном смысле в ближайшем будущем. Что мог сделать Иисус в этот момент? Как обратить внимание учеников от их эгоистичных мыслей к вечным истинам? Иисус нашел самый подходящий на тот момент способ: Он Сам исполнил роль раба, преподавая тем самым важный урок: "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф 23:11,12).

Да, сегодня в большинстве развитых стран уже давно нет обычая омывать ноги гостям, да ислуги уже перевелись, или по крайней мере их статус и обязанности во многом изменились. А вот сердце человека осталось прежним - наполненное эгоизма и самовозвышения. Какую иллюстрацию привел бы Иисус сегодня? Я не знаю. Мы могли бы объявить конкурс на лучшую иллюстрацию. Но приняла ли бы церковь такую замену? Было бы ли это угодно Господу? И в конце концов, все ли согласились бы с такой заменой? Вероятно, наши церкви разделились бы из-за этого вопроса. Но пойдем дальше: сегодня пастухов не так много, да и те, которые все же остались, совершенно не идут впереди стада, а гонят свое стадо плетьми. Да что говорить, нам пришлось бы пол Библии переписать на новый лад только из-за того, что мы живем в иное время и в ином месте. Думаете, что смысл стал бы яснее? Совершенно нет, он вообще потерялся бы.

Нет, Брат, мы не сможем найти лучшей иллюстрации, чем была найдена Христом. Другое дело, что в проповеди перед ногоомовением Вы можете привести современную иллюстрацию. Но изменять то, что установил Господь не стоит. Тем более, что говоря "омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь" (Ин 13:10), Иисус установил определенную взаимосвязь между крещением и ногоомовением: если человек очищен от грехов крещением, но путешествуя по пыльным дорогам жизни запачкал свои ноги, то ему нет нужды повторно совершать крещение покаяния (Мк 1:4) для установления завета с Богом (1Пет 3:21), а достаточно совершить ногомовение смирения для обновления своего завета с Богом. И конечно же, этот глубокий и обширный смысл ногоомовения может исчезнуть, если мы попытаемся как-то адаптировать этот обряд к современным условиям.

Поэтому, "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин 13:14,15) - эти слова однозначны.