Тело плюс дух равно душа?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
456. Ольга Ш. (shkrolga@???.ru) пишет: "Сегодня обратилась к Вашему
толкованию Библии и прочла пока только первый раздел. И вот какие мысли
у меня возникли. Вы пишете: "2:7 "Стал человек душею". Это
весьма интересное высказывание рушит представление многих о тройственности
человека. Мы привыкли перечислять компоненты человека: "дух, душа и
тело". Но здесь представлена совершенно иная формула: тело + дух =
душа. Человек, оказывается, был создан не с тремя, а с двумя частями".
Мне кажется, что человек, созданный по образу и подобию Бога, должен был
сразу иметь три составляющих: тело, душу и дух. Бог "вдунул в лице"
сразу и душу, и дух, т.е. дал жизнь. Вы приводите доказательства употребления
слова "душа" в значении "человек", но, на мой взгляд,
"душа" часто употребляется в значении "жизнь" (см. Евангелие).
Поэтому, на мой взгляд, формула "тело + дух = душа" не верна.
Человек всегда имел все три части: тело - с любовью вылепленное Богом, душу
- волю, разум, чувства, дух - для общения с Творцом. Ведь трудно усомниться,
что Адам и Ева имели все это... Это просто мои размышления над Вашими словами,
которые вызвали у меня несогласие."
Видите ли, Сестра Ольга, Священное Писание действительно упоминает "дух, душу и тело" как аспекты человеческого естества, обозначающие плотские, чувственные и разумные сферы нашей жизни. Но когда люди разделяют человека на три части, из которых какая-то часть смертна, а какая-то бессмертна, то это уже противоречит библейскому учению. Именно этот момент и подчеркивается в Бытие 2:7 - человек состоит из цельного тела, содержащего в себе все необходимое для полноценной жизни, для чувств, для размышления, и это тело было "оживлено" дыханием жизни, которое можно сравнить с заведением пружины в только что собранном будильнике. Жизнь - это движение, потому в Библии она часто ассоциируется с кровью или с дыханием. Живая душа - это весь человек, а не какая-то субстанция в нем. Потому и смерть, в противовес творению, представлена в таком же виде, но только в обратном порядке: "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Псал 145:4). Как видите, душа при смерти исчезает, потому что она отдельно от тела не может существовать. "Помышления", которые по идее должны быть присущи душе, не выходят вместе с духом, и не обособляются в виде какой-то субстанции, но также умирают вместе с телом (см тж Еккл 9:5,6,10).
Я не стану сейчас приводить множество текстов в подтверждение этого учения,
но упомяну только один, наиболее подходящий к нашему размышлению: "Сам
же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей
целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа"
(1Фес 5:23). Обратите внимание на то, что вся целостность человека, включая
и душу, и дух, и тело будет присутствовать в пришествии Господа. Здесь нет
разделения на составляющие, здесь нет смертного тела и бессмертной души. Но
здесь говорится о полноте человеческого естества, включающего как наши физические,
так умственные и духовные аспекты.