Один служитель говорит что можно есть свинину, а другой - говорит что нельзя?

Спрашивает Илья
Отвечает Василий Юнак, 24.04.2008


Приветствую, Брат Илья!

Я нигде не находил в Новом Завете или в ином месте в Библии, чтобы Иисус или  кто-либо из апостолов позволил есть свинину или иную нечистую пищу,  запрещенную в Ветхом Завете. Согласен, что в Новом Завете имеются некоторые  тексты, которые можно попытаться привести в оправдание употребления свинины,  однако при более внимательном рассмотрении контекста, мы понимаем, что они  говорят о другом. Я приведу все эти тексты с соответствующим объяснением, а  Вы сами сделайте вывод, изменил ли Господь Свое учение или нет.

1). Деян 15:28,29 "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас  никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от  идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того,  чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы'."

Этот текст не называет нечистую пищу, и потому некоторые считают, что это -  абсолютно полный перечень запретов для новозаветных христиан. Я бы  согласился с этим, если бы видел, что христиане действительно проповедуют  этот перечень запретов и строго его приделживаются. Однако все забыли об  истинном происхождении данного списка. Он взят не из закона Моисея! Кстати,  и закон Моисея, говорящий об этих запретах, не является первоисточником,  потому что эти ограничения не имеют совершенно никакой связи с обрядовым  служением в скинии или храме, а также не имеет связи с "уголовным кодексом"  ветхозаветного Израиля, а относится, как это видно из итоговой фразы этого  текста, исключительно к ЗДОРОВЬЮ человека. Я не говорю сейчас об  идоложертвенном и о блудодеянии - надеюсь, что эта тема не подвержена  сомнениям (хотя вопрос блуда - не прелюбодеяния, а именно блуда, который  есть добрачный секс, сегодня в таком пренебрежении среди христиан; а ведь  здесь это подается ка заповедь для христиан). Первоисточник для данного  постановления находится в Бытие 7:2,3; 8:20; 9:3,4 - "и всякого скота  чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по  два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи,  мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и  женского,] чтобы сохранить племя для всей земли"; "И устроил Ной жертвенник  Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во  всесожжение на жертвеннике"; "все движущееся, что живет, будет вам в пищу;  как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не  ешьте". Это повеление было дано еще Ною. И хотя в Бытие мы не находим  перечня нечистых животных, однако Ной знал их. Нечистых он не мог ни есть,  ни в жертву приносить, потому что их было только по паре ради сохранения их  рода, а вот по отношению чистых он приносил жертву и употреблял в пищу.  Текст, который говорит: "все движущееся, что живет" следует истолковывать не  как разрешение есть всякого рода живые организмы, а позволение есть только  те, которые на момент их ловли были живыми. Это решало вопрос здоровья -  больное или умершее само собой не могло быть употреблено в пищу. Детально об  этом говорится в законе Моисея, но в принципе это упомянуто уже здесь. И  запрет на употребление крови дан уже Ною задолго до Моисея: удавленина не  могла употребляться в пищу потому, что из такого животного не может быть  выпущена кровь, которая к этому времени уже свернется. То же происходит и у  всех других "недвижущихся и неживых" на момент их ловли. Причина, почему  кровь запрещена - то же здоровье: венозная кровь - самый грязный орган  живого существа, переносящее все яды и нечистоты. Итак, в своем  постановлении об удавленине и крови апостолы подтвердили заповедь об  употреблении в пищу животных в таком виде, в каком она была дана Ною и как  она была прокомментирована Моисеем, и все это было сделано исключительно  ради здоровья.

2). Деяния 11:6-10 "Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих  земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий  мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного  или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с  неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять  поднялось все на небо."

Эта история особенно нравится тем, кто любит свинину. Однако здесь есть  некоторые факторы, которые заставляют понять, что происшедшее не имеет  никакого отношения к закону о пище. Судите сами: во-первых, это было  видение, а не реальные животные: "я молился, и в исступлении видел видение"  (ст 5). Во вторых, апостол так и не прикоснулся к этой нечистой пище (ст  10). В третьих, все это было рассказано Петром не при обсуждении вопроса  питании, а при обсуждении вопроса отношения к "нечистым" язычникам: "И когда  Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям  необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку,  говоря... Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и  язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (ст 2-4,18). Внимательно прочтите как  саму историю в 10-й главе, так и ее объяснение Петром в 11-й главе, и  поймете истинное значение данной истории, и то, что она ничуть не позволяет  есть свинину и прочую нечисть.

3). 1Кор 10:25 "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,  для спокойствия совести".

На торгу могут продавать французских улиток и индонезийских гусениц и  тараканов. Мало ли чем торгуют люди. Однако речь в этой главе идет об  идоложертвенном. Апостол Павел объясняет, что идол не существует, значит и  освященние идольское не существует. Потому Павел позволяет употреблять  идоложертвенное тому, кто идола не признает. Однако он тут же делает  поправку на сомневающегося и слабого в вере. Мы сейчас не о сомнении говорим  и не о поклонении идолам. Мы говорим о самом продукте, который продается на  торгу, но который перед этим приносился в идольский храм для благословения.  Могла ли быть это свинина? Нет, не могла. Иначе Антиох Епифан при завоевании  народов не стал бы осквернять их храмы и жертвенники, принося на них свинью.  Со времен Ноя все народы земли знают, что нечистое животное не приносится в  жертву даже идолам. На торгу в греческих и римских колониях не могло быть  идоложертвенной свинины или мяса иного нечистого животного. А о другом  продукте в этой главе речь не идет. Когда я пойду на рынок в Индонезии, я не  буду даже останавливаться возле их тараканов, а вот если мне скажут, что эта  баранина была освящена в их языческом храме, то это меня не остановит от  покупки, если я вдруг захотел бы баранины. А вот свинину, освященную в  языческом храме, я просто не найду - там свинина может быть, но не  освященная! Но я ее все равно не возьму - не здоровая это пища, не полезная,  а потому и не разрешенная Богом. Да и минздравом тоже не рекомендуется,  между прочим.

4). Кол 2:16,17 "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за  какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего,  а тело - во Христе".

Мы уже заметили выше, что вопрос чистых и нечистых животных, равно как и  вопрос удавленины и кров - это не вопрос служения в храме, а вопрос  здоровья. Но в храме также были обрядовые употребления пищи, в частности при  принесении мирной жертвы или жертвы за грех. Закон Моисея, описывающий  церемонии при скинии, очень детально описывает церемонии питания во время  служения в храме - кто, что и когда мог есть. И если кто нарушал эту  обрядность - подвергался строгому наказанию. В частности, в Левит 10:16-20  описан случай, когда Моисей обвинил Аарона в том, что тот не ел во время  служения так, как было предписано. Все это имело значение, потому что  указывало на Христа - оно было тенью будущего искупления на Голгофе. Но  нигде и никак мы не можем найти даже намека на то, что нечистая пища,  удавленина или употребление в пищу крови хоть как-то связывалось с  Голгофским искуплением. Это исключительно вопросы здоровья.

5). 1Кор 3:16,17; 6:19,20 "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий  живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий  свят; а этот храм - вы"; "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в  вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены  дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших,  которые суть Божии".

Это новозаветная формулировка закона о здоровье. Как и все другое в Новом  Завете, она предлагает основополагающий принцип, позволяя нам самим делать  все наилучшее со своей стороны для нашего здоровья. Потому мы сейчас  отказываемся не только от свинины, но и от черного чая и кофе, от алкоголя и  табака, от вредного сочетиания молока и сахара в продуктах, от острой и  возбуждающей пищи и от многого другого, что давно известно как вредная и  нездоровая пища. И если я знаю, что свинина не только неполезна, но и  вредна, то во исполнение этой заповеди о том, что мое тело - храм Божий, я  не имею права вносить в свое тело то, что этот храм разрушает. И еще одна  маленькая деталь, которая поможет Вам увязать воедино все эти размышления о  здоровье: в первом тексте мы упоминали о блуде, как части закона о здоровье.  Я знаю, что сегодня многие молодые люди могут с усмешкой встретить такое  заявление, хотя психологи и врачи поддержат библейское учение о том, что  блуд разрушает и физическое и психологическое здоровье. Но я хочу обратить  внимание на то, что в 1Кор 6:18-20 говорится именно о блуде как о том, что  разрушает здоровье и тела и духа человека. И хотя блуд со свининой не связан  иначе, но это еще одно подтверждение тому, что вопрос свинины - это вопрос  здоровья, который никак не мог быть отменен в Новом Завете, где отменились  только те заповеди Моисея, которые имели отношение к обрядовому служению в  скинии и храме, потому что истинный Агнец совершил истинное служение на  Голгофе, и тень встретилась с реальностью.

Господь да благословит Ваше желание следовать Его воле во всем. "Соблюдая  сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".

Василий Юнак