Противоречия в описаниях сотворения человека.
Отвечает Максим Балаклицкий, 11.06.2007
3.915 Яна пишет: «Не так давно я начала изучать библию и сразу же у меня возникли вопросы. Например, в первой и второй главе существуют расхождения о сотворении человека. Первая глава:"человек создан по образу и подобию бога", причем одновременно и мужчина и женщина; бог создал животных и дал им имена, цель создания человека - владычество его на земле "владычествуйте над всеми животными". Вторая глава: человек создан из "праха земного" (гл. 4 стих23), женщина создана из ребра Адама, бог приводит к человеку животных и тот их называет, цель создания человека - возделывание сада (Эдема). Как объяснить столь явные противоречия?
Яна!
Расхождений нет, а есть разные подходы к изложению материала.
1) Хотя в Библии преобладает хронологический принцип, большое значение имееть и принцип приоритетности информации.
Этот принцип широко заимствован (у Библии, думается) журналистами: сначала нам сообщают самое важное, а потом остальное, причём могут как пересказывать прежние события, так и изрекать прогнозы.
Похожая идея есть в компоновке библейских книг: книга Иова написана раньше Бытия, однако стоит позже.
Из новозаветного собрания раньше всего, как считается, появились послания Павла, затем вселенские послания Иоанна, Петра, Иакова и Иуды, затем Евангелия и - намного позже - Откровение.
Сегодняшний порядок, как видим, другой.
Так и в Бытии. Первая глава показывает порядок творения, что Бог является Творцом, а венец творения - человек.
Вторая глава целиком сосредоточена на человеке. Тут возникают идеи завета, разделения на два пола и их соединение в браке, а животные проходят "фоном", как "так и надо".
2) "по образу и подобию" - говорит об образце. "из праха" - о материале. В чём проблемы? Я могу сделать шарик из хлебного мякиша. Шарик - форма, мякиш - материал. Где противоречие?
3) Библия противопоставляет два состояния - безгрешное (главы 1-2) и греховное (с 3 главы).
То, что мужчина и женщина вместе сотворены Богом по одному - Его - подобию, противостоит изображению "разборок" и "стрелок", возникших после грехопадения (3 гл.).
Из чего (ребра) - не исключает образец (образ и подобие).
4) Мне кажется логичным, что, когда человека берут на работу, наниматель знакомит новичка с обязанностями, всё ему показывает.
Человек призван управлять животными. Вот он и называет их - проводит инвентаризацию. "Принимает имущество под расписку".
5) Почему владычество над землей (100% задачи) исключает ее часть - возделывание явно не очень большого сада?
При всём желании, противоречий не вижу. Бог показывает разные аспекты миссии человека.
С уважением,
Максим