Верили ли евреи времён Моисея в то, что после смерти они могут обрести вечную жизнь?

Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 25.11.2016


Доброго вам времени суток, Олег!

По милости Господа Иисуса Христа хочу поделиться с вами моим нынешним пониманием того, была ли у людей ветхозаветных времен вера в Вечную Жизнь и возможность воскреснуть.  

Начнем во времен Господа Иисуса? Помните, как приходили к Нему саддукеи с "неопровержимыми" доказательствами того, что со смертью жизнь заканчивается навсегда? (Матф.22:23) Не все, конечно, были такие упертые,  ведь человек, если  пытается хотя бы слегка рассуждать логически, обязательно начнет понимать, что должно быть что-то большее, чем просто несколько десятков лет на этой земле.

Однако одно дело прийти в этому умозаключению логическим путем, и совсем другое дело - поверить, что реально возможно и встать из могилы, и жить вечно-вечно-вечно. Только в близком общении с Иисусом люди начинали твердо верить в то, что воскрешение праведных однажды обязательно произойдет. Как, например, об этом заявила Марфа:

"Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Иоан.11:24).

Однако, судя по тому, что я сейчас знаю из Библии, люди не рождались с такой верой, они обретали ее в процессе честного хождения перед Творцом. Обретали не без колебаний и не без трудностей. Аврааму пришлось пережить три дня пути к горе Мориа, чтобы суметь открыто заявить о возможности возвращения его сына к жизни.  

"На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам" (Быт.22:4-5).

Думается, когда Иисус сказал Иудеям "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин.8:56) -- имелся ввиду именно этот опыт патриарха.  Но патриарх не родился с этим знанием, он обрел его.

Нам, живущим во дни после Голгофы, когда открыт уже почти весь свет Божьей спасительной Истины, кажется, что полнота света была всегда, что и у патриархов было четкое и ясное понимание воскрешения и Вечной Жизни. И хорошо, если нам только кажется, хотя иногда складывается впечатление, что некоторые из нас сознательно отказываются верить, что после Голгофы у человечества стало намного больше возможностей понимать Бога и жить праведно. Ведь так удобнее оправдывать свои слабости... Вот, мол, посмотрите, ветхозаветные люди имели то же знание, что и мы, и тоже запинались и падали... ну мол, и мы будем так же до скончания века. Трудно поверить, что те люди могли быть послушными Богу и любить Его, даже НЕ имея ясного понимания о великой награде за верность. Это же  огромный упрек по отношению к нам, тем, кто хорошо знает об этом награде!

Знал ли Моисей? На мой взгляд, дать прямой ответ невозможно. С одной стороны, он имел знание о Книге Жизни, с другой, он просил Бога дать ему возможность войти в Ханаанскую землю, словно бы и не ведал о Небесном Ханаане.

Читая книгу об Иове, я лично прихожу к выводу о том, что этот великий Божий человек жил правильно и смиренно ходил перед Богом, не задумываясь и даже не зная о Вечности. Он начал постигать эту великую истину, только когда оказался лицом к лицу со страшным злом на пороге собственного исчезновения.

Давайте всмотримся в мысли этого человека повнимательнее? на мой взгляд мы имеем здесь дело с изменением мышления Иова. Он думал, что живет только, пока дышит, что со смертью все закончится. Но Святой Дух Божий помогает ему прорываться к свету истины о Вечной Жизни. Эти откровения выделены красным. Вплоть до слов Самого Творца в Иове идет борьба, ведущая к пониманию Вечности.

Иов 7:7-10 Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе.  ...Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его.

Иов 7:16  Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.

Иов 7:21  ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.

Иов 20:20- 22 Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился,  прежде нежели отойду, - и уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной,  в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма.

4:7-10-14 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут:  если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,  но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он?  Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:  так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.  О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?

Иов16:22 Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный.

Иов17:13-16 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою;  гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.  Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?  В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.

Иов19:25-26 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.

21:19-21-26 Пусть воздаст Он ему самому (*грешнику), чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.  Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? ... А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.  И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.

Думается, что если бы Иов знал всю Истину о воскрешении и Вечной Жизни, его слова были бы другими... ну что-то вроде этого:

Матф.19:16 что *еще сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Матф.25:46 *Не хочу в муку вечную, *я - праведник, а праведники в жизнь вечную.

Иоан.3:15 *я верую Него, поэтому не погибну, но у меня есть жизнь вечная.

Иоан.17:2 *у Бога есть власть над всякой плотью, Он даст и мне жизнь вечную.

Но Иов так не говорит... Странно лишь то, что мы об этом говорим очень много, но в отличие от Иова продолжаем нарушать волю Божию и оправдывать свою неверность Спасителю.


Благословений вам на пути познания Истины,

Саша.