Может ли христианка быть донором яйцеклетки? Какая позиция Библии. Ведь такой поступок может комуто обрести радость материнства.
Спрашивает АлексейОтвечает Василий Юнак, 15.06.2007
Приветствую Вас, Брат Алексей!
Современные технологии создают необычные ситуации, которые требуют необычных решений. Время от времени подобный вопрос заинтересовывал меня, но ввиду того, что я сам никогда не был связан с чем либо подобным, я спокойно забывал об этом вопросе. Временами я натыкался на сообщения о том, что разные христианские церкви и организации пытались рассмотреть этическую сторону различных вопросов такого рода. Мнения высказывались самые различные, а конкретного библейского основания под это никто подвести не мог. Потому, если позволите, я просто хотел бы поразмышлять вслух, не претендуя на верность размышлений и выводов. Вернее, я не пытаюсь делать какой либо вывод, потому что считаю, что в этом вопросе каждый имеет право поступить по своей совести. Просто своими размышлениями я желаю помочь обратить внимание на разные аспекты данной проблемы.
Какие могут быть проблемы с донорством яйцеклетки в отношении библейского учения? На мой взгляд, здесь можно рассматривать два основополагающих аспекта - вопрос соединения в семейных узах, или его нарушение в виде прелюбодеяния, и вопрос усыновления чужого ребенка.
Начну с более легкого, со второго. Библия рассматривает человека как личность с момента его зачатия. Библия вполне позволяет усыновление, то есть изменение родительско-сыновней связи, заменяя физический родителей на принимающих родителей. Этот принцип действует в нескольких случаях - обычное усыновление, когда приемные родители принимают чужих сына или дочь как своих, вне зависимости от того, что послужило причиной этому - смерть физических родителей, их неспособность или нежелание воспитывать своих детей; принятие зятя или невестки в свой дом; восстановление наследства умершему родственнику - этот закон, называемый левират, весьма интересен в данном случае, когда ближайший родственник был обязан взять себе в жену вдову своего брата или родственника, который умер бездетным. При этом, первый родившийся ребенок считался сыном (дочерью) не этого нового мужа, а того умершего, чтобы сохранить имя умершего. Не вдаваясь в детали, могу сказать, что донорство яйцеклетки в этом смысле может рассматриваться как передача своих родительских отношений на ребенка другому лицу, который становится его приемным родителем. Только эта передача происходит на стадии зачатия ребенка. Но здесь есть и большая проблема: если рассматривать только исходя из этого критерия, то подобной "передачей родительских отношений" или "усыновления" можно назвать и такие действия, какие однажды предприняли Аврам и Сара с Агарью. Казалось бы, принцип тот же: ребенок от одного считается ребенком другого. Только "донорские клетки" передаются "нестандартным" путем. Только этот метод Библия не одобряет, несмотря на то, что он имел место в семьях Авраама и Иакова. На самом деле, это уже прелюбодеяние. Так размышляя можно дойти до такой крайности, что переспать с женой соседа только потому, что у них нет детей, это значит не прелюбодеяние, а всего лишь "донорская" помощь. Именно поэтому, я не буду делать никаких выводов из этого аспекта. В любом случае, бремя окончательного решения должно оставаться на тех, кто непосредственно вовлечен в данную проблему, а именно двух семей - дающих и принимающих.
Второй аспект связан с семейными узами и их нарушением. Я не интересовался точной процедурой таких вещей, как донорство яйцеклетки или спермы, зачатие в пробирке и других методов искусственного оплодотворения, донорства в вопросах зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Некоторые методы могут считаться морально допустимыми, а другие - морально недопустимыми в разных группах верующих. Я попытаюсь предположить причины того, почему любые изменения в семейных отношениях, любые вклинивания третьего в отношения двоих являются грехом и несут духовные, моральные и физические проблемы. Причина эта заключается в определенном "склеивании" двух личностей, мужчины и женщины, в одно тело. Именно это подразумевает Господь, говоря, что двое становятся одной плотью, и это подразумевал апостол Павел, замечая, что совокупляющийся с блужницей становится одной плотью с ней. Проблема секса заключается в том, что результатом секса является не только зачатие новой жизни, не только получение физического удовольствия партнерами, но основная проблема в том, что при этом происходит определенное духовное и физическое единение двух личностей в одну личность. Согласно библейского учения человек - это двойственное существо, состоящее из двух компонентов: мужчины и женщины. Мужчина сам по себе - это только полчеловека, женщина сама по себе - это полчеловека. И только вместе они становятся одним человеком. Именно поэтому любой сексуальный контакт людей, не состоящих в браке, является грехом и злом, несущим моральный и физический вред их личностям. Говоря "любой сексуальный контакт" я имею в виду не только половое соитие, но даже простое прикосновение руками ли, губами ли или иной контакт, который является сексуальным. В том числе и не физический контакт, который приводит к сексуальным мечтаниям и фантазиям о другом человеке, не являющемся супругом. Секс по телефону тоже разрушает морально и физически, соединяя человека с его виртуальным партнером, и потому является грехом. Именно поэтому Христос сказал, что даже взгляд с вожделением уже является прелюбодеянием. Что же мы имеем при донорском оплодотворении? Происходит ли здесь какой-либо сексуальный контакт людей, не являющихся супругами? Могут быть разные донорские приемы. Кто-то по заказу вынашивает и рождает ребенка для других. Кто-то по заказу приходит и ложится в постель ради того, чтобы у других был ребенок. А кто-то по заказу отдает свою яйцеклетку или сперму для того, чтобы другой мог используя особые механические методы принять их в свое время в своем месте. По моему личному мнению этот последний метод донорства, который не предусматривает личного сексуального контакта донора с получателем, никак не может рассматриваться как форма прелюбодеяния, в то время как любой сексуальный контакт донора с получателем является нарушением заповеди о прелюбодеянии. Но и в этом случае я хотел бы еще обратить внимание на одну деталь.
Хотя при "несексуальном" донорстве не может быть установлено физическое и/или духовное "склеивание" мужчины и женщины, также при донорстве яйцеклетки или спермы мы можем сравнивать "потерю" донором своей яйцеклетки с потерей яйцеклетки во время менструации, а при донорстве спермы сравнивать с поллюцией, так что до сих пор мы можем вполне оправдать "несексуальное" донорство, но есть еще одна сторона, которую следует иметь в виду. Я говорю о самом процессе забора донорского материала и о процессе его внедрения получающей стороне. Я специально не изучал этот процесс. Я только имел возможность наблюдать процесс искусственного оплодотворения животных, то есть введение донорской спермы соответствующим шприцом. Я не интересовался процессом введения яйцеклетки принимающей стороне, равно как и самим этапом оплодотворения донорской яйцеклетки - где и как оно происходит: в пробирке ли, в теле принимающей стороны, или в теле отдающей стороны. Этап непосредственно оплодотворения может в некоторых случаях вызывать этические вопросы, особенно если само оплодотворение происходит в теле отдающей стороны. Но я бы еще рассмотрел физическое и эмоциональное состояние донора в каждый момент процесса. Также я бы рассмотрел других участников этого процесса - врачей, которые производят забор донорского материала и оплодотворение пациента. Какую роль они играют, какие методы используют, насколько близок физический контакт врача с пациентом в этом процессе и так далее. Потому что я не знаком с этими процедурами, я сейчас не могу представить, какие именно моральные проблемы могут возникать. Я только сделаю намек в отношении одного из возможных аспектов: хотя бытует мнение, что гинекологи-мужчины более внимательны и профессиональны, чем гинекологи-женщины (я ни коим образом не желаю обидеть кого-либо), все же я считаю, что женщин должны обслуживать только женщин, а мужчин только мужчины, особенно если речь идет об интимных областях. И христианин, всерьез обеспокоенный соблюдением воли Божьей, должен бы, по моему мнению, сделать все возможное со своей стороны, чтобы даже в медицинских учреждениях "не открывать своей наготы" представителю другого пола.
Как видите, есть много обстоятельств, включая и мою некомпетентность в этой области, почему я не могу сделать определенный вывод по данному вопросу. Но надеюсь, что мои размышления вслух все же помогут Вам принять то единственно правильное решение, которое будет соответствовать воле Божьей в Вашем конкретном случае.
Господь да благословит и умудрит Вас.
Василий Юнак