Какие "виды" назидания существуют? Как практиковать назидание в церкви?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
3.75. Куценко Евгений (eak@???.ru) пишет: "Большое спасибо за ваш предыдущий ответ. Вы сказали именно то, что надо. "Все" дары нужны для назидания церкви. Тогда можно остановить поподробнее на назидании. Какие "виды" назидания существуют? Как практиковать назидание в церкви? Т.е. рассмотреть эту тему поподробнее, Бог через Павла призывает нас к этому, поэтому мы должны понимать, что конкретно Бог хочет от нас в этом вопросе."
Иногда в христианстве мы чрезмерно усложняем простые вещи, а а на действительно важные смотрим как на нечто несущественное. Христос это выразил следующими словами: "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!" (Мф 23:24). Одна из уловок сатаны заключается в том, чтобы отвести наш взгляд от важного на второстепенное. В этом и заключается духовная слепота. В прошлом ответе на вопрос о духовных дарах я привел пример подобной "слепоты", когда важные дары остаются без внимания, а второстепенные возвышаются над всеми, и даже почитаются за признак истинного христианства. Конечно, слова Иисуса Христа довольно категоричны, Он обращался к вождям народа Божьего, которые совершенно извратили Писание в свое время. Я не хотел бы называть кого бы то ни было сегодня "слепыми вождями". Но я хочу обратить ваше внимание на то, что Ваш вопрос относится именно к такой категории, когда важное остается в стороне, а на второстепенное обращается большее внимание. Позвольте мне это пояснить на примере.
Предположим, что в конструкторском бюро разрабатывается новый автомобиль. Выносятся различные предложения по его дизайну и прочим характеристикам. Наконец, все соглашаются с тем, что любой элемент дизайна должен в первую очередь способствовать более свободному движению автомобиля. И тут поднимается вопрос: "а что такое движение и какие виды движения бывают? Как используется движение на автомобильных дорогах? Нам это важно знать, потому что покупатели автомобилей обращают наше внимание именно на движение автомобиля."
Конечно, этот пример несколько надуман и неестественен. Но он, на мой взгляд, полностью освещает Ваш вопрос, дорогой Брат Евгений. Теперь, на всякий случай, я отвечу непосредственно на Ваш вопрос. Только вначале статья для нашего словарика:
НАЗИДАНИЕ - устаревшее; производное от "строить дом" (сравни: "созидание", "зодчий", "здание", "зиждитель"). В современном языке имеет значение "наставление, поучение". Первоначальное значение слова "назидать" - "устраивать, возводить, достраивать, улучшать". Применительно к одушевленным предметам - "усовершенствовать, наставлять, воспитывать".
Если говорить о каких-либо видах назидания, то Священное Писание упоминает либо просто "назидание", либо "назидание в вере". Есть ли разница между этими двумя терминами? Я не вижу разницы, хотя кто-то мог бы и заметить. В прошлом ответе я говорил о слове "польза", как о синониме "назидания". Какие виды пользы бывают? Я не знаю. Скорее, в чем заключается эта польза? Каков результат от того, что приносит пользу? Что конкретно Господь желал сказать нам этим? Точно так же, как в примере с автомобилем и движением, хотя можно говорить о различных типах движения, существующих в природе, но нас интересует только движение автомобиля по дороге; мы также можем говорить о различных видах назидания, которые вероятно могут быть описаны соответствующими специалистами, но нас интересует только то, которое направлено на духовное развитие и усовершенствование церкви. В чем заключается развитие церкви - это уже другой вопрос, но в двух словах - для уподобления верующих Иисусу Христу, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13).
Для того, чтобы получить верную информацию, нужно правильно задать вопрос. В данном случае, нас должно интересовать не назидание, которое является лишь результатом и индикатором наших действий. Не я вляется основным даже вопрос о том, какими дарами я наделен - не потому, что мне знать это не важно, а потому, что не это является основополагающим. Вам совершенно не нужно беспокоиться по поводу того, что нужно делать, "потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп 2:13). Но то, о чем нам в первую очередь следует беспокоиться, и какой вопрос задавать, заключается в том, Господь ли обитает в моем сердце, и Его ли Дух управляет мною и наделяет меня дарами для служения? В прошлом ответе я цитировал Мф 7:20-23, где приводится пример того, что люди могут иметь нечто похожее на дары Святого Духа, но на самом деле Господь их не знает, и даже называет беззаконниками. Почему? Потому что у этих людей не было настоящей связи с Господом. Апостол Иоанн поясняет, что беззаконие и грех есть одно и то же, а грех совершается лишь тогда, когда мы не имеем связи с Господом, то есть не знаем Его ( 1Ин 3:4,6). Итак, чтобы узнать, "что конкретно Бог хочет от нас в этом вопросе", нам нужно беспокоиться не о том, какие виды назидания бывают, и как назидание практиковать в церкви, а о том, есть ли у меня должное взаимоотношение с Господом или нет? Кто я в глазах Божьих - беззаконник или праведник?
Если в моем сердце живет Христос, то я облечен в одежду Его праведности и не способен грешить ( 1Ин 3:9). Тогда Христос наделяет меня Святым Духом, а Святой Дух, в свою очередь, дает мне дары, то есть особые способности к служению. Затем не я, а Сам Господь, живущий в моем сердце, совершает действия и использует дары Духа (Гал 2:20; Флп 2:13). Если Господь Сам использует дары Духа во мне и совершает действия моими руками, то естественно, все это будет на пользу и для назидания. Как я могу понять, что это назидает церковь? Если церковь стремится к тому же - к духовному возрастанию во Христе, если церковь придерживается истины Слова Божьего, если церковь исполняет порученную ей миссию благовестия, то она созидается, а значит, дары Духа производят в церкви плоды Духа, и главный из них - любовь.
Если же в церкви нет плодов Духа, если церковь не благовествует, если она не придерживается всякой истины Божьей (Ин 16:13), если члены церкви не проявляют Христов характер, если в церкви наблюдаются укоренившиеся грехи, то такая церковь не созидается, а разрушается и расхищается сатаной. При этом, у церкви могут быть многие внешние признаки роста - увеличение членства, жертвенности, активности, но это может быть только видом праведности и благочестия. "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды", "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся" (2Кор 11:14,15; 2Тим 3:5). Если это наблюдается, то нужно не "практиковать назидание", нужно не пытаться обнаруживать дары Духа, нужно не ревновать о дарах, нужно не молиться о Святом Духе, А НУЖНО ВОССТАНАВЛИВАТЬ РАЗРУШЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСПОДОМ. Я не могу не процитировать при этом мой любимый стих: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17:3).
"Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо" (Втор 10:12,13). "О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих 6:8). "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" ( Еккл 12:13).