А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое -- Как это происходит?
Спрашивает VitaliОтвечает Александра Ланц, 16.01.2011
Вопрос: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое..." (Матф.6:17) Как это происходит - Помазать голову елеем и помыть лицо водою?Мир вам, Виталий!
Давайте посмотрим в контекст?
"...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф.6:16-18).
Здесь Иисус говорит о том, что если человек постится, то надо следить за тем, чтобы не лицемерить, чтобы не делать это напоказ. Намеренно унылый вид, постоянно мрачное, неумытое пыльное лицо, специальная грубая одежда и пр. -- все атрибуты для того, чтобы люди видели как ты набожен, как тщательно и глубоко ты соблюдаешь время твоих постов. Такие люди, действительно, получают награду, на которую рассчитаны все их действия – людское восхищение и преклонение перед их святостью, перед тем, как они ревностно служат Богу.
Но Иисус желает, чтобы постящийся получал награду от Бога, а не от людей, поэтому постящийся ни в коем случае не должен выставлять напоказ то, что делает, но напротив, он должен стараться быть опрятным: умытое (чистое) лицо, напомаженные хорошо расчёсанные волосы – как обычно проводит свой день обычный человек.
Когда Иисус говорит «помажь голову твою и умой лице твое», Он не имеет ввиду елей, т.е. Он имеет ввиду не обряд помазания, который совершался только для того, чтобы посвятить какого-то человека на определённое служение, как, например, Илия помазал на служение Елисея (3Цар 19:16) или когда люди помазывались на служение в Святилище ( Исх 28:41; 30:30; Лев.8:12,30) или на царство (1Цар 16:1). Поэтому Иисус говорит не о елее, а о притираниях и мазях, которые были обычным делом в те времена и употреблялись для того, чтобы хорошо выглядеть и хорошо пахнуть. Вот, что сказано в словаре Броккауза по этому поводу:
израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частности (Прит.27:9; Еккл.7:1; Песн.1:2; Ис.39:2 ). Однако, их использовали при повседневном уходе за телом (Руф.3:3; Ам.6:6; Мф.6:17) и волосами (Еккл.9:8), для очищения кожи, а также как налицо ароматические притирания (Есф.2:12). Во всяком случае отказ от притираний был знаком траура или покаяния (2Цар.14:2; Дан 10:3). Быть может, помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (Лк. 7:46); так, женщины неоднократно помазывали Иисуса, добросовестно выражая Ему свою любовь и благодарность (ст. 36-50; ср. Мф.26:6-13 ). Обычно для этого служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из которых в Библии широко упоминаются - "нард" (Ин.12:3) и - "мирра" (Песн.5:5). Кажется, библ. тексты (Мф.26:7; Мк.14:3,8) позволяют предположить, что во многих случаях речь идет о веществах примерно той же консистенции, что и современные духи. (Словарь Броккауза)С уважением,
Саша