Clicky

Говорится ли в Библии о равнодушии?

Школа

Спрашивает Нина
Отвечает Александра Ланц, 22.12.2009


Мир вам, Нина!

Не претендуя на то, чтобы объять всю тему, попробую ответить на ваш вопрос.

Наиболее яркий пример равнодушия, который вспоминается сразу же, - это Лук.10:35

«...некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Думаю, не надо пояснять, кто был равнодушным, а кто нет. Священник и левит, которые по долгу своего положения, как наиболее приближенные к Богу люди, как знающие Бога люди, обязаны были быть отзывчивыми на чужую боль, обязаны были жертвовать собою ради других, оказались чёрствыми людьми, чьё поведение не идёт ни в какое стравнение с добротой души простого язычника.

А теперь я предлагаю вам приглядеться к контексту этой истории, потому что так вы сможете понять, что же значит «быть равнодушным» в терминах Библии.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?  Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.  [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам...»

Итак, прозвучал вопрос: «Каким образом я смогу войти в Вечность и начать жить вечно?» Вопрошавший же отвечает: «Возлюби Бога всем твоим существом и возлюби ближнего, как самого себя». Иисус подтвердил, что это и есть путь в вечную жизнь. И тут начинается самое интересное. Вопрошавший, оказывается, зная Истину, всеми силами сопротивляется ей, он начинает выкручиваться вопросом «а кто именно ближний», и вот тут звучит история о равнодушии. Получается, что равнодушие – это противоположность любви, тем самым заповедям любви, о которых говорится в начале.

Подтверждение этой мысли находим в 1Иоан.3:17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?»

Отсутсвие любви порождает ранодушие. Т.е равнодушный человек – это тот, кто не умеет любить. При этом Библия говорит о любви ко всем, а не только к родственникам и тем, кто к нам хорошо относятся.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:44-48).

Равнодушные люди, т.е. люди в которых нет любви Божией не смогут войти в Царствие Небесное.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»
( Матф25:31-45).

Здесь же вспоминается Лук.16:19-21 «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его».

Почему равнодушные не войдут в Вечность? Во-первых, потому что они уже получили то доброе, которого так хотели, не обращая внимания на страдающих, нуждающихся в их помощи. Именно к равнодушному богачу обращены слова: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лук.16:25) Во-вторых, потому что Царствие Божие живёт и движется любовью, постоянно готовой пожертвовать своим удобством, счастьем, возможностями, только бы другим было хорошо. Там, на Небесах все живут так, а равнодушный там будет постоянно мучиться о того, что все очень хорошие, а он так не может, и его от этого воротит, он это ненавидит. Иоан.3:20 «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет». А равнодушный своим бездействием творит зло, увеличивает зло. 

Ярчайший пример равнодушия, ведушего человека в погибель, - это Пилат, которому было совершенно безразлично, кто перед ним стоял: виновный или невинный. Просто какой-то еврей, каких много, и даже предупреждения жены не помогли (Матф.27:19), и он предал распятию невиновного ни в чём. Однако не это погубило его, а то, что он был совершенно равнодушным к Истине, Которая стояла прямо перед ним и могла бы стать для него спасительной от греха и смерти. Помните его равнодушное «что есть истина?»

«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям...» (Ин.18:37-38)

Вот оно страшное дело, совершаемое равнодушием. Задать наиважнейший вопрос твоей жизни Тому, Кто имеет ответ... и тотчас отвернуться и уйти!

Равнодушие (отсутствие небесной любви или хотя бы желания иметь её) – это результат деятельности в человеке его каменного сердца. Мы рождаемся с такими сердцами, и только Бог может заменить их на плотяные сердца, на которых Он Сам Собстенным перстом запишет Свой небесный Закон, чтобы нам уже здесь и сейчас начать жить по законам Неба, а не нашего равнодушия. (Иез.11:19-20; Иез.36:24-27)

С уважением,
Саша.