Праздник именин. Что об этом говорит Библия?

Спрашивает Владимир
Отвечает Александра Ланц, 08.01.2011


Доброго вам времени суток, Владимир!

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван православный верующий. У этого дня есть ещё одно название - день тезоименитства.

Вообще, Православная церковь не настаивает на том, что каждый крещаемый обязательно должен менять имя. Смысл не в самой смене имени, а в том, чтобы человек реально ощутил себя частью церкви (в частности, её доктрины о путях спасения). Для этого у церкви есть «Святцы» - список святых, чтимых Православной Церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого.

В «Святцах» уже есть почти все существующие на сегодняшний день имена, либо же предлагается выбрать имя, созвучное вашему, либо выбрать по дате рождения... вариантов много. Православная церковь не настаивает на идее о том, что имя меняет судьбу человека, т.е. в этом смысле претензии оккультизма не поддерживаются. Она просто учит тому, что когда человек решает принадлежать Богу, то у человека помимо мирского имени должно появиться и церковное, то самое, которое он(она) будет использовать для жизни в теле церкви, при этом мирское и церковное имена вполне даже могут совпадать. Главное  - понимать смысл «приобретения» церковного имени. Каков этот смысл?

При крещении человек получает имя ... 1) для жизни в теле церкви, которое одновременно является 2) именем одного из канонизированных святых. Святой, чьё имя было дано человеку, становится небесным покровителем крещённого. Далее человек должен стать обладателем иконы, изображающей этого покровителя, и в трудные моменты должен обращаться к нему за помощью, и святой будет помогать.  Вот как представлена эта идея в словах одного из православных священников: «Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом (его молитвы за вас будут более приемлемы для Бога, чем ваши собственные), это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство».

Ни одна из вышеприведённых мыслей не находит подтверждения в Библии. Давайте присмотримся к тому, что говорит Библия?

1. Читая Новозаветные книги, мы не найдём ни одного распоряжения Божьего о том, что при крещении людям должно быть дано имя какого-либо святого. Мы даже нигде не увидим, чтобы крещаемому вообще присваивалось какое-либо новое имя.  Да, смена имени на страницах Библии встречается, но никогда не имеет отношения к обряду крещения. Более того, в противовес доктрине, о которой мы сейчас говорим, имя человеку меняет Сам Бог, но никогда не бывает так, чтобы человек самостоятельно или с чьей-то помощью выбирал себе обновлённое имя. 

2. Как люди соединяются с телом Церкви Христовой? За счёт принятия какого-то церковного имени? Такого в Библии тоже нет. Но есть вот что:

«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха».

Мы присоединяемся к церковному телу Христа за счёт того, что верою входим в Его смерть и Его воскрешение. И других вариантов нет. Мы входим во всеобъемлющее имя Христа, мы принимаем спасающее нас имя Христа... поэтому мы и называемся христианами: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Не в какое-то другое или новое имя, а во Христа. Мы отдаём Богу всё своё существо (со всеми «потрошками»), а Он взамен даёт нам Себя, Своё имя.

3. Идея о том, что где-то на Небесах уже живут и действуют спасённые для Вечности люди (те самые святые, чьё имя принимает крещаемый) – противоречит мысли Библии о том, что все умершие спят смертным сном в ожидании второго пришествия Господа Христа, когда, прядя, Он воздаст каждому по справедливости.   (В этом разделе собраны ответы на вопросы, которые могут возникнуть с связи с данным пунктом)

4. Давайте раз и навсегда решим – кто именно является небесным покровителем и небесным ходатаем человека, уверовавшего в Вечную Любовь Бога и в Вечную Жизнь? Человек, Ангел или Сам Христос?

Вот что говорит Библия:  «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34).

Нет и не может быть у человека никакого более ХОДАТАЯ или ПОКРОВИТЕЛЯ – только Христос Распятый и Воскресший.  Он для того пришёл, умер и воскрес, чтобы стать для нас ВСЕМ. В Нём Одном спасение. Нет под этим небом никакого другого имени, которым нам надлежит спасаться от бурь жизни, от искушений, от грехов, от смерти.  Всякая попытка поставить между человеком и Христом какого-то другого человека (даже самого абсолютно святого) – это полнейшее отрицание СИЛЫ Бога и ЛЮБВИ Бога. Это всё равно как сказать: «Бог недостаточно силён и не очень-то любит меня для того, чтобы спасать меня Лично, поэтому я буду искать спасения через кого-то другого».

«Ибо един (*один) Бог, един (*один) и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5).

5.У христиан только один Учитель – Иисус Христос (Матф.11:28-29; Матф.23:8).

У христиан только один пример того, как надо жить, – Иисус Христос (Ин.13:15; 1Петр.1:15; 1Перт.2:21)

Христиане призваны подражать не друг другу, а Иисусу Христу (Деян.14:15; 1Ин.4:17).

Еф.5:1 «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные»

С уважением,

Саша.