Можно ли считать страх грехом?

Спрашивает Мария
Отвечает Александр Серков, 04.05.2013


Мария, это интересный вопрос. Давайте начнем рассуждение с такого текста:


"Не бойся" (Откр.1:17 ст. 2 часть).

Иисус спешит ободрить растерянного и испуганного Иоанна. Положив правую руку на его плечо, Он говорит: Не бойся".

Этим выражением Первый и Последний, Сам лично или через посланников, не раз и не два ободрял церковь или отдельно избранных мужей. Этот ободряющий призыв, между прочим, 365 раз упоминается в Библии. Этим семибуквенным словосочетанием "не бойся" Бог ободряет нас, получается, столько, сколько в году дней.

Но я приведу сейчас из этих 365-ти хотя бы семь текстов:

1. Не бойся, муж желаний, мир тебе Дан.10:19.
2. Не бойся, малое стадо! Лк.12:32).
3. Не бойся, дщерь Сионова! Ин.12:15.
4. Не бойтесь и не страшитесь Ис. 44:8.
5. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я, не бойтесь Мф.14:27.
6. И услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь Мф.17:6.
И наконец, наш текст:
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся Откр.1:17.

Возникает вопрос:  страх Иоанна был оправдан или нет? В его поведении было нечто негативное, или то, что Иоанн пал к ногам Христа как мертвый, было естественным, нормальным явлением? Или он не должен был бояться или страшиться вообще ничего и никого?

А как же тогда вот эти, например, семь текстов?

1. Бойся Бога твоего Лев.19:14.
2. Но ты бойся Бога Еккл.5:6.
3. Господа Бога твоего бойся Втор. 6:13.
4. Бойся Господа, и удаляйся от зла Прит.3:7.
5. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите 1Петр.2:17.
6. Только бойтесь Господа и служите Ему истинно 1Цар.12:24.
7.Убойтесь Бога и воздайте Ему славу Откр.14:7.

Но может страшиться Бога должны только нечестивые? А праведным нечего страшиться и бояться Его? А?

А как же тогда насчет таких семи текстов?

1. Бойтесь Господа, святые Его Пс.33:10.
2. Да боится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной Пс.32:8.
3. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня Быт.22:12.
4. Начало мудрости - страх Господень Пс.110:10.
5. Страх Господень - источник жизни Прит.14:27.
6. Да будет страх Господень на вас 2Пар.19:7.
7. Собери народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;
И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею Втор.31: 12-13.

Таким образом, призыв убояться Бога, иметь страх Господень, - звучит ко всем людям, как к нечестивым, так и к народу Божьему.

Скажите: как выйти из этого тупика? Как решить эту экзегетическую проблему? Бояться и страшиться ли нам Бога или нет? Бог есть Бог любви, или это объект страха? Страх Господень - это нечто негативное, или это положительное явление?

Как совместить, например, вот эти два антитетических, казалось бы, текста?

1 -й текст:
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием 2Кор.7:1.

2-й автитетический первому текст:
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви 1Иоан. 4:18.

Мы в тупике?

Но развязка есть, она в том, что существует два вида страха:

Первый страх - панический, когда смятение внезапно охватывает человека или сразу многих людей.

Второй страз - это страх благоговения.

О паническом страхе нечестивых мы читаем:

И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господня и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю Ис.2:19

Праведнику таким паническим страхом бояться Бога нечего. И нечестивых, преследующих нас, также бояться нечего. Бог с нами, и Он нас укрепит.

Благоговейный же страх, - это чувство почтения, уважения Бога; и в то же время ощущение своего ничтожества перед Его величием.

Ап. Павел призывает верующих к этому виду почтения:

Будем служить Богу с благоговением и страхом Евр.12:28.

А вот текст, в котором сразу два вида страха:

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили Исх.20:20.

С уважением, Александр.