Когда и за что Иисус проклял смоковницу?


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.376. Михаил Носов (michaelnosov@???.ru) пишет: "В выпуске 89 под номером 3.345 Вы дали ответ на вопрос "Как мог Иисус проклясть смоковницу, ведь Он был Святой?" У меня другие вопросы, связанные с проклятием смоковницы.
1. В Евангелии от Матфея Иисус проклял смоковницу после очищения храма. В Евангелии от Марка - до очищения храма. Так все-таки, когда Он проклял смоковницу - до или после?
2. За что Иисус проклял смоковницу? Судя по всему, Ему не понравилось, что на ней не было плодов. Однако дело происходило весной, и трудно было ожидать каких-то плодов от дерева. Мк 11:13 прямо указывввает на это."

По первому вопросу отвечу, что евангелисты далеко не всегда следовали хронологическому порядку описываемых событий. Они писали спуся годы после вознесения Иисуса Христа, и потому мелкие детали, не имеющие большого значения, могли быть ими игнорированы. Я знаю, что сегодня многие пытаются опровергнуть истинность Библии только потому, что в ней возможно изыскать подобные противоречия. Но разве это важно для спасения или для понятия поучения, которое следует вынести из этого события?

Тем не менее, мы можем увидеть, что в этих двух повествованиях нет никакого противоречия. Просто у Марка это событие разделено на два утра - до и после очищения храма. В первое утро смоковница была проклята, а на следующее утро ученики обратили на это внимание. И то и другое произошло по пути из Вифании в Иерусалим. Марк постоянно разрывает свои повествования, чтобы вставить в середину другой эпизод, а затем возвращается назад к первой теме - это греческий стиль повествования. Матфей, в отличие от Марка, писал для евреев в другом стиле, и не желал отклоняться от темы. Он сначала описал один эпизод, а затем записал происшедшее со смоковницей, объединив оба утра в одно - таков был стиль его письма.

За что Иисус проклял смоковницу? Если бы речь шла о яблоне или хотя бы о персике, то я мог бы ответить с уверенностью, потому что я вырос в местности, где персики и яблоки росли у меня на глазах. Но вот о смоковнице (инжире) я могу судить только по чьим-то словам. Так вот, знающие люди утверждают, что якобы еще до появления листьев уже завязываются первые плоды инжира, так называемые "ложные смоквы". Их-то и искал Христос. Я знаю, что подобное бывает у некоторых сортов слив - мы в детстве искали так называемые "рожки" на сливовых деревьях ранней весной, когда еще нет нормальных плодов. Эти "рожки" были бесформенными и имели своеобразный, вовсе не похожий на сливовый вкус. Но я знаю также, что другие комментаторы, видимо сомневаясь в этой версии, предполагают, что Христос искал пусть даже зеленые смоквы, которые должны были бы быть к этому времени. Но я лично пробовал незрелый инжир - это несъедобная вещь в отличие от незрелых яблок, абрикосов или персиков. А версию о ранних смоквах мне подтверждали некоторые кавказцы, в садах которых растут несколько сортов инжира.