Почему Архангел Михаил - одно из имен Иисуса Христа ?


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.580. Григорий (mhp@???.ua) пишет: "Михаила (архангела) адвентисты почему то считают другим именем Иисуса Христа, но ведь арх. Михаил - это тварное существо, а не Бог?"

Как я понял, в этом вопросе смешалось несколько вопросов:

- кто такой Архангел Михаил?
- Князь Михаил и Архангел Михаил - одно ли это лицо?
- принадлежат ли перечисленные имена и титулы Иисусу Христу?
- действительно ли под именем Ангел Господень в Ветхом Завете представлен
Иисус Христос?

Давайте начнем с "архангела". Прежде, чем мы будем говорить о его имени, поговорим только о том, что такое или кто такой архангел. Ортодоксальные церкви учат о том, что существуют архангелы как вид или класс ангелов наряду с херувимами и серафимами. Откуда это исходит? В Священном Писании "архангел" встречается только дважды, и в третий раз в апокрифах. При этом, Иуды 1:9 называет его Михаилом, а 1Фес 4:16 имени архангела не упоминает. Апокрифический текст 3Ездры 4:36 упоминает архангела по имени Иеремиил. Для некоторых христиан апокрифические тексты так же священны, как и канонические, однако само их положение и происхождение заставляет задуматься, стоит ли доверять этим текстам? Библия упоминает ангелов, херувимов и серафимов - все они представлены во множественном числе.
Однако мы не находим слова "архангел" во множественном числе. Более того, по своему значению архангел является "сверх-ангелом", "начальником ангелов" или "существовавшим прежде ангелов". В любом случае, такое значение этого слова уже предполагает нечто более высокое по положению, чем любые ангелы.
Далее, Писание не подразумевает наличие каких-либо крыл или способностей летать у архангела. Потому, я убежден, что архангел не имеет ничего общего с ангелами помимо того, что он выше их по своему положению.

Михаил. Помимо нескольких человек в Ветхом Завете, носящих это имя, мы находим три личности, которые достойны нашего обсуждения. Это Князь Михаил из Даниила 10:13,21; Архангел Михаил из Иуды 1:9; и Предводитель небесной армии Михаил, воевавший против сатаны из Откровения 12:7. Кроме того мы знаем значение имени "Михаил" - "подобный Богу". Итак, это одна и та же личность или две-три разные личности? Пожалуй, только контекст поможет нам в этом, хотя есть один момент: в Септуагинте князь Михаил из Даниила представлен как верховный правитель (10:13), как ангел (10:21) и как наивысший ангел (12:1). Конечно, это уже греческий перевод из оригинального текста, однако...

Не окончив второго вопроса перейду к третьему, так как вижу именно в нем ответ на второй вопрос. Давайте сравним Михаила из Откр 12:7 с Агнцем и другими титулами Иисуса Христа в том же Откровении (3:21; 5:5,6). Михаил вел войну с сатаной и победил его. Победитель в Откровении только Христос и Его последователи. Однако, никто из последователей Христа не мог возглавлять армию ангелов в борьбе против сатаны на небе. Значит, Михаил из Откровения 12:7 есть Христос. Далее, Даниил 12:1,2 связывает появление князя Михаила с воскрешением праведников. То же самое находим и в 1Фес 4:16. Практически, это описание одного и того же события. Потому, князь Михаил и архангел Михаил - это одно и то же лицо. Более того, апостол Павел подтверждает, что это воскресение будет совершено именно Иисусом Христом: 2Кор 4:14 и 1Кор 15:52. Итак, князь Михаил и архангел Михаил - это Иисус Христос. Таким образом, все три Михаила представлены Христом, а потому могу представить, что и архангел из Иуды 1:9 также Христос, потому что только Он мог воскресить Моисея.

Что же касается Ангела Господня, то здесь все гораздо проще. Нужно только увидеть, как фраза "Ангел Господень" и слова "Бог" или "Господь" перекликаются в еврейском тексте, синонимичная поэтичность которого позволяет нам многое узнать о значении тех или иных слов. Приведу только три примера из множества: Агарь - Ангел Господень в Быт 16:10 и Господь в Быт 16:13; Авраам - Ангел Господень в Быт 22:15 и Господь в Быт 22:16; Моисей - Ангел Господень в Исход 3:2 (Деян 7:30) и Бог в Исх 3:4 (Деян 7:32).
Исследуйте Писание и найдете, что во многих случаях под Ангелом Господним
предстает Иисус Христос, который в Ветхом Завете посещал людей (см Иоан 8:56-58).

Господь да благословит всех вас в исследовании Его Слова и в познании истины.
Василий Юнак