Что означает "благодать на благодать" ?


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3. 620 Сергеев Виктор (w.sergejew@???.net) спрашивает:
"Спасибо Брат за ответ. Но раз так, то очень прошу тебя помочь мне разобраться с вопросом о слове "благодать" Что означает "благодать на благодать" ? Буду очень благодарен и признателен. В Сергеев."

Приветствую Вас, Брат Виктор!

Насколько я понимаю, Вы имеете в виду текст Иоан 1:16,17 - "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа."

Фраза "благодать на благодать" в греческом оригинале звучит "харин анти харитос", а буквально "благодать (вин.падеж) против (или "вместо") благодати (родит.падеж)". Однако, это врядли скажет Вам многое. Я не стал искать комментарии богословов на сей счет. Полагаю, что при желании Вы сами можете сделать это. Благо, сегодня доступно достаточное число комментариев как на русском, так и на других языках. Но предложу Вам свое истолкование.

Слово "благодать" означает "доброту", "милость", "особое проявление божественного присутствия, действия, силы или славы", "дар" или "благословение". Общепринятое истолкование слова "благодать" - "незаслуженная милость". И хотя в мелочах некоторые комментаторы и толкователи расходятся, но в общем все они говорят практически об одном и том же.

Итак, наш текст противопоставляет "благодать" и "закон". Эта тема у многих уже оскомину набила, однако попытаемся взглянуть на нее еще раз и попроще. Итак, вначале был закон, данный через Моисея, а потом появилась благодать через Иисуса Христа.

Однако, что было первым, курица или яйцо? Кто был раньше, Моисей или Христос? "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58). Моисеев закон был дан позже: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал 3:19). А до него уже было преступление, а значит и был Закон, который был "преступлен" или нарушен. Значит, Моисеев закон не был первым законом. Но Моисеев закон был дан ТОЛЬКО "до пришествия семени", а по другому - "закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал 3:24). О каком "семени" и о каком "преступлении" идет речь? Конечно же, мы возвращаемся в Едемский сад: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3:15) - это самое первое обетование Спасителя и самое первое проявление благодати Божьей к человеку.

Итак, от самого начала у Бога был Закон, который изначально был и остается основанием Его престола. Этот закон был нарушен Адамом и потому Бог проявил благодать - обещал "семя" или Спасителя Мессию, который должен искупить человечество, будучи "Агнцем, закланным от создания мира" (Откр 13:8). От Адама и до Авраама, и даже дальше люди жили "под благодатью" данного Богом обещания, ожидая Спасителя. Однако, "закон, ослабленный плотию, был бессилен" (Рим 8:3). Люди, постоянно предаваясь обольщениям сатаны, уже не имели силы сопротивляться греху, так что закон, написанный в сердце, их сдерживать уже не мог. Потому Бог вынужден был дать закон, написанный на камне, а к нему еще и свод постановлений, определяющих применение этого закона. Однако это изменение в отношениях между Богом и человеком никак не повлияло на проявление Божьей благодати: "завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал 3:17). Только теперь у человека появилось более наглядное выражение обетования о благодати - служение во святилище со всеми обрядами и церемониями, в мельчайших деталях отражавшего весь Божий план искупления от Голгофы до восстановления потерянного рая на новой земле. Об этом свидетельствовал весь годовой цикл служения в скинии, начинавшийся с праздника Пасхи (первый месяц священного календарного года) и заканчивая судным днем с очищением святилища и затем праздником кущей указывающим на вечное царство Христа (первый месяц гражданского календарного года). Так закон указывал на Христа, на Его служение вначале на Голгофе, а затем в Небесном святилище как Ходатай и Первосвященник (см Послание к евреям) и наконец на Его возвращение и установление вечного царства при Втором пришествии Христа. Закон Моисеев стал детоводителем ко Христу.

А что же Сам Христос? Вначале была дана благодать - обещание Спасителя Адаму и всем последующим поколениям. Затем против этой благодати была дарована другая благодать: реальное пришествие Семени, смерть Христа на Голгофе. И эта вторая благодать перекрыла действие первой благодати, сделала ее ненужной более - образ и реальность встретились! Если Адаму и Аврааму нужна была вера в благодать, то мы уже видим благодать явленную во Христе. Если евреям нужны быди образы служения в скинии, то мы наблюдаем служение Самого Христа и как Жертвы за грех, и как Священника, приносящего эту жертву, и как Первосвященника, ходатайствующего за грешников, а затем очищающего Святое-святых от накопившихся в нем грехов, опять таки Своею кровью, а не кровью символизировавшего Его козла очищения в судный день. Действительно, благодать против благодати, благодать на благодать!

И чтобы завершить размышление о законе и благодати, осталось только сказать: "Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак... Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай...Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим 6:15; 7:7,12). Закон был до Адама, закон был до Авраама, закон был до Синая, закон остался и после Христа. Закон никогда никого не спасал - это не его функция! Закон всегда указывал на грех, а затем направлял грешника к благодати - ко Христу, потому что всегда основанием Божьего правления были закон и благодать:"Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим" (Пс 88:15).