Clicky

Объясните, пожалуйста, Мф.12:40

Школа

Спрашивает Виктор
Отвечает Виктор Белоусов, 26.03.2009


Мир Вам, Виктор!

Комментарий Баркли описывает это так:

"Иудеи, - сказал Павел, - требуют чудес" (1 Кор. 1,22) . Иудеи обязательно требовали знамений и чудес от тех, кто объявлял Себя
вестником Божиим. Иудеи как бы говорили: "Докажи свои притязания, сделай что-нибудь необыкновенное". Следующая раввинская
история хорошо показывает, чего иудеи ожидали от Мессии: "Когда ученики спросили одного раввина о времени пришествия Мессии,
он ответил: "Боюсь, что вы еще потребуете, чтобы я указал вам знамение". Когда ученики обещали, что этого они не сделают, раввин
сказал, что врата Рима падут и будут отстроены вновь и падут вновь, и уже не будет времени на то, чтобы восстановить их, прежде чем
придет сын Давидов. Тогда ученики, несмотря на его протест, потребовали, чтобы он назвал им знамение. Он назвал им знамение: вода,
вытекающая из пещеры Баниас, обратится в кровь.
 
Вот такое знамение нужно было иудеям; они требовали его потому, что делали одну серьезнейшую ошибку: они хотели видеть Бога в
чем-то необычном, неестественном. Они забыли, что ближе всего к Богу мы бываем в нашей повседневной жизни, и что именно в ней
Он открывается нам больше всего.
 
Иисус называет иудеев народом лукавым и прелюбодейным. Слово прелюбодейный не надо понимать буквально; оно имеет значение
изменник, отступник. За этим стоит знаменитая пророческая идея из Ветхого Завета. Отношения между Израилем и Богом понимались
как брачный союз между Богом Супругом и Израилем-невестой. И если Израиль был неверен и отдавал свою любовь другим богам,
говорили, что народ стал отступником и ходил блудодействуя за чужими богами. Один из типичных таких отрывков - Иер. 3,6-11, где
говорится о том, что народ ходил на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево и там блудодействовал. Даже тогда, когда Бог
расторг с Израилем за его неверность, Иудея не обратилась к Богу и продолжала блудодействовать. Явным блудом Иудея осквернила
землю и прелюбодействовала с камнем и с деревом. Это слово означает нечто худшее, чем просто физическое прелюбодеяние; оно
означает ту неверность Богу, следствием которой является всякий грех, физический и духовный.
 
Иисус говорит, что этому народу будет дано лишь одно знамение - знамение Ионы пророка. Матфей говорит, что знамение заключается
в том, что также как Нона три дня и три ночи был во чреве кита, таки Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Смысл Иисусовой фразы заключается в том, что для жителей столицы Ассирии Ниневии Иона сам был знамением Божьим, а слова
Ионы были вестью Божьей.
 
Иисус говорит: "Вы требуете знамения - Я Божье знамение. Вы не смогли узнать Меня. Жители Ниневии узнали Божье предупреждение
в Ионе: царица Савская узнала в Соломоне мудрость Божью. Во Мне к вам пришла большая мудрость, чем Соломонова и более великая
весть, нежели та, что принес Иона, но вы настолько слепы, что не можете видеть истины и столь глухи, что не можете слышать
предостережение. И потому придет такой день, когда древние, узнавшие Бога, когда увидели Его, будут свидетельствовать против вас, у
которых намного лучшие возможности, и которые не узнали Бога, потому что не захотели сделать этого".
 
И в этом поразительная истина. Иисус - знамение Божье, точно так же, как Иона был Божьим вестником для жителей Ниневии, а
Соломон - Божьей мудростью для царицы Савской. Есть только один важный вопрос в жизни: "Как мы реагируем, когда мы встречаем
Бога в Иисусе Христе?" Может быть это холодная враждебность, как у книжников и фарисеев? Или же это покорное принятие Божьего
предостережения и Божьей истины, как у жителей Ниневии и у царицы Савской? Самый важный в жизни вопрос: "Что ты думаешь о
Христе?"

3.731 Виктор (v__soft@???.ru) просит подробно объяснить мнимое противоречие в пророчестве Христа о своем воскресении в Матф. 12:40

В Писании сказано: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" ( Матфея, 12:40).
 
Как считают атеисты: «Фактически Иисус Христос находился в сердце земли, то есть во гробе: одну ночь с пятницы на субботу (Иоанна,19:14), один день в субботу и еще одну ночь с субботы на воскресенье. В воскресенье задолго до восхода солнца (Иоанна, 20:1; Лука, 24:1; Матфея, 28:1 ) Иисус Христос воскрес. Итак, во гробе Он пробыл не три дня и три ночи, а всего один день и две ночи.»

Тем, кто акцентирует внимание на этом кажущемся противоречии, следовало бы обратить внимание на то, что даже самые рьяные противники Христа отнеслись очень серьезно к Его словам и совсем уж не склонны были видеть в них противоречие – ведь фарисеи просили Пилата поставить стражу у гроба Иосифа Арамафейского как раз накануне воскресения. Несоответствие же в длине временных периодов объясняется очень просто - в древности на Ближнем Востоке использовалась включительная система исчисления времени, отличная от привычной нам с вами. Что она из себя представляла ?
Для всех, и для нас и для древних, характерно называть словом «день» и светлую часть суток, и сутки целиком. Но для людей древности было характерно употреблять особую форму для наименования календарного дня - «день и ночь». Для обозначения такого «дня-ночи» в греческом языке даже имелось особое слово - nychthemeron. Пример его применения можно найти здесь:
«…три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];»(2Кор.11:25)
Как вы поняли, особенностью такого исчисления было то, что для обозначения хотя бы одного прошедшего часа дня можно было спокойно сказать «прошел ночь и день».

Как же обстояло дело с применением данной системы в древнем Израиле и где еще, кроме Евангельского текста, используется такая система?
Самый первый пример мы находим в книге Бытие, где говорится о дне как о «вечере и утре». Особенно явно включительная система видна в исторических хрониках, где отрезок времени царствования какого-либо из царей округляется до целого числа лет (естественно, включительная система исчисления касается не только суток, но и лет). Внимательно прочтите следующие тексты, и вы увидите, как израильтяне использовали включительную систему. В нашем понимании, через три года после 4-го года Изекии и 7-го Осии должен был наступить 7-й год Изекии и 10-й год Осии. Здесь же мы встречаемся с принципиально иным подходом:

«В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее, и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.»
(4Цар.18:9,10)

Летописец, говоря о прошествии трех лет, включил в их число 4, 5 и 6 года.

Из-за подобного подхода к исчислению имеется некоторая неясность в точном определении некоторых важных моментов, например, точного возраста Земли.

Давайте рассмотрим еще ряд примеров:

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. (Быт.7:6)
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; (Быт.7:11)

Потоп наступил на шеститсотый год от жизни Ноя, следовательно, в привычном нам исчислении ему было 599 лет ( ведь если ребенок прожил несколько месяцев, мы еще не говорим, что ему исполнился один год). Библия говорит, что Ною было 600 лет.

Та же ситуация и с днем обрезания:
«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт.17:12)
«…в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его» (Лев.12:3)
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лук.2:21)

А теперь давайте рассмотрим примеры, более близкие к нашему, где говорится именно о трех днях:

«И отдал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;» (Быт.42:17-19)

«И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел народ.

Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.» (3Цар.12:5,12)

Если бы нам было предложено прийти через три дня, то мы бы прождали эти дни и пришли на четвертый. Еврей же пришли на третий день.
Так и Христос, сказав, что он пробудет в «сердце земли» три дня и три ночи, воскрес не через 72 часа, а на третий день. Соответствие данного исчисления времени исчислению, имевшемуся в книге Ионы, на основе сравнения с событиями которой Христос изрек пророчество о времени своего воскресения, подтверждает и апостол Павел:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» (1Кор.15:3,4)

Благословений,

Виктор