Clicky

Выход из Египта на три дня? Обман?

Школа


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.747 Алекс (aalex-sem@???.ru) пишет: «Вы пишете в выпуске 177: "...на три дня..." Но ведь Господь собирался освободить Свой народ навсегда, а не представить ему трехдневную передышку Неужели Бог обманывал ? Нет. Таким образом он лишь продемонстрировал всем духовное состояние фараона. У него не требовали принять тяжелое решение - лишить экономику страны большой доли рабочей силы. Ему было предложено весьма малое - отпустить евреев на три дня для совершения праздника.» Этот вопрос меня интересует давно, но Вы объяснили очень туманно и не понятно, скорее Вы лукавите и уходите от прямого ответа. Евреев было примерно 1 млн. и это была огромная раб. сила.- страшная потеря для Египта. Моисей обманывал фараона, потому что знал, что вывести народ надо на всегда, а не на 3 дня. Нигде нет написано, что Господь сказал Моисею после этих трех дней вернуться назад, понятно, что после этого путь был бы закрыт. Кому и зачем была нужна демонстрация духовного состояния фараона? Так был ли обман или нет?»

Приветствую Вас!

В Библии есть ряд текстов, которые, на первый взгляд, балансируют на грани обмана, а то и представляют явный обман. И многие люди, отстаивающие предельную честность во всем, зачастую попадают в тупик, когда им задают подобные вопросы о честности Бога и Библии. Однако, подобные попытки обвинить Бога в нечестности прекрасно иллюстрируются классическим вопросом атеистов: "Может ли Бог сотворить камень, который Он сам не мог бы поднять?" Этот вопрос, содержащий в самом себе противоречие, призван поставить отвечающего в тупик, потому что после любого ответа вопрошавший может сделать вывод: "Значит, Бог не Всемогущий". Что-то вроде этого пытались сделать те лицемеры, которые подошли к Иисусу с вопросам об оплате налогов (Мф 22:15-22).

Я не стану сейчас много говорить о принципах честности и о том, что у честности тоже бывают свои крайности, которые не есть от Бога (по сути, это когда честность становится нечестной сама по себе). А только постараюсь объяснить именно данную ситуацию: Почему Бог несколько раз просил фараона отпустить евреев только на три дня пути в пустыню для совершения жертвоприношения, в то время, как изначально Его замысел был вывести евреев из Египта полностью? (См Исх 3:18; 5:3 и далее).

Ответ прост: Бог справедлив, и, как сказано у Исаии, "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине" (Ис 42:3). Этой "надломленной тростью" и являлся в тот момент фараон (сравни Исаи 36:6). Поясню: Господь, как сказано, производит суд по истине, то есть Он справедлив во всех отношениях. Поступил ли бы Господь справедливо, если бы вдруг подошел к фараону с требованием совершенно отпустить эту миллионную армию рабов, нанеся таким образом экономическое опустошение Египту, а затем наказал фараона за нежелание отпустить? Да, Бог мог такое предложить, но тогда ни у фараона, ни у других египтян не было бы шанса признать Бога истинным и последовать за евреями. Но Бог оставляет возможность спасения каждому, и мы можем найти в Священном Писании, что вместе с евреями из египта выходили и египтяне и другие иноплеменники, о которых постоянно упоминал Моисей во всех постановлениях в пустыне. Метод Бога прост и справедлив: просить от человека только того, что этот человек может выполнить. "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1Кор 10:13). Верность Божья проявляется именно в том, что Он не потребовал от фараона экономической жертвы. Дать рабам, много лет трудившимся на благо фараона, однонедельный отпуск (три дня туда, день там, три дня назад) - это не было непосильным для фараона. Бог давал возможность фараону откликнуться на призыв Божий и отпустить евреев добровольно. Что было бы потом? Я не знаю. Но я знаю точно, что если бы фараон ответил "да" на первую просьбу Бога, то дальше Бог постепенно привел бы фараона к осознанию того, что справедливо было бы не только дать евреям недельный отпуск, но и вообще дать им полную свободу. А может быть, если бы фараон был бы полностью открыт к действию Святого Духа, то он, подобно Навуходоносору, принял бы религию тех, кого он перед этим поработил, и признал бы Бога своих рабов (Дан 4:34). Бог не желает смерти грешника, но долготерпит каждого, чтобы привести ко спасению (2Пет 3:9).

Итак, Бог действительно просил фараона отпустить евреев на три дня пути. Он не требовал от фараона большего, чем тот мог с легкостью исполнить. Если бы фараон сделал первый шаг навстречу Богу, то Бог потом открыл бы ему больше света и истины, но коль скоро фараон стал упорствовать (а он временами уже был на полпути к признанию Бога - Исх 8:28), то вскоре Бог перестал требовать три дня, а говорил только о том, чтобы фараон отпустил (после Исх 8:27 три дня уже не упоминаются). Так что мы совершенно не имеем основания обвинять Бога в каком-либо обмане или злом умысле.

Мудрость заключается не в том, чтобы сказать человеку прямо в глаза всю правду, и тем самым отвернуть его от желания слышать эту правду, а в том, чтобы так подать истину, чтобы человек был готов слушать ее и даже исправляться. А для этого действует принцип: если находящемуся во тьме включить прожектор, то он будет ослеплен и совершенно потеряет зрение, а потому для него нужно постепенно увеличивать свет, чтобы яркий свет не ослепил его. Именно так поступал Господь с фараоном. А тем, кто сделает первый шаг, Господь открывает второй, и это описано в ином виде у апостола Павла: "Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор 3:2,3). "Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр 5:12-14).

Да благословит Вас Господь!

Василий Юнак