Можно ли в субботу разжигать огонь? Исход 16:23 и Исх.35:3

Спрашивает Валентин
Отвечает Виктор Белоусов, 13.02.2009


Мир Вам, Валентин!

Вот что написано в текстах:

23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.
(Исх.16:23)

2 шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти;
3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.
(Исх.35:2-3)

Чтобы дать достаточно конкретный ответ на данный вопрос, необходимо обратится изначально к аспекту использования огня в субботу.

Как примеры, приведу несколько случаев: столп огненный при Исходе всего народа (в субботы он не гас), огонь лампад в Святом в Скинии (в субботу горение продолжалось), встреча субботы зажиганием свечей - само зажигание происходит до появления первых звезд (этот ритуал существует в иудаизме с древности, хотя его описание отсутствует в Библии).

Получается что по Писанию нет проблемы с огнем как таковым, но есть вопросы:
1) с его разжиганием,
2) с приготовлением пищи.

Как практически решаются данные вопросы?

В Иудаизме, например, есть такой вариант - чтобы не зажигать свет в субботу, его зажигают до субботы и оставляют гореть до окончания субботы - в результате свет горит, а формулировка "не зажигай" не нарушена.

Еда готовится заранее, и многие из "холодных" блюд были исторически придуманы именно для субботы.

В христианском толковании и применении этих текстов мы можем увидеть отступление от буквы Закона, но стремление сберечь Дух Закона: свет зажигается и в субботы (т.к. это работа состоит лишь в нажатии на включатель и не нужно больше трудится над разведением огня), пища готовится заранее (чтобы не тратить субботнее время на то, что легко делается заранее в пятницу), но может разогреваться (мы живем в более холодном климате, нежели Палестина). Как мы видим из Писания, то такой подход Христом оправдан (например Мф 12:1-13) и в то же время исполняет суть субботы - время этих субботних суток уделяется общению с Богом, служению Ему и ближним в бескорыстной помощи, без служения собственным прихотям (корысти). Именно по причине корысти в субботы Библией запрещена работа для получения прибыли или зарплаты.

Надеюсь что ответил на Ваш вопрос.

Благословений,
Виктор

Дополняет: Василия Юнак

Приветствую Вас, Брат Валентин!

Этот закон не упразднен. До сих пор действует закон, связанный с этим же,  говорящий о том, что вся пища на субботу должна готовиться в пятницу. И если  Вы не хотите знать, что это значит, то Вам я больше ничего не скажу. Но всем  остальным, которые будут читать мой ответ, кто не считает, что может сходу  увидеть весь контекст закона, я скажу большее:

Нигде не говорится, что в субботу нельзя зажигать светильник. И в этом  большая разница в отношении того, что многие полагают. Потому что в тех  палатках, в которых евреи путешествовали по пустыне в Ханаан, не было печей  для обогрева палатки (они не были нужны, так как температура не опускалась  ниже 20 градусов по Цельсию. Так что речь идет вовсе не о розжиге печи для  обогрева. Открытым огнем в жилище не освещали помещения, а только лампадами.  Но на открытом огне в жилищах готовили пищу. Также на открытом огне в  жилищах производили различные вещи - гончарные, кузнечные и тому подобные.  Зная это, мы делаем вывод, что эта заповедь запрещает приготовление пищи в  субботу и производства.

Да, иудейские учителя закона подчас доводили Божьи постановления до  крайностей, так что Христу приходилось бороться со многими крайностями в  отношении соблюдения субботы. Так Он боролся, по крайней мере, против двух  вещей: исцелений и вынужденного ношения ноши в субботу. И еще Он говорил: "и  вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые" (Лк  11:46).

Благословений!

Василий Юнак