Что означают слова: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею...

Спрашивает оксана
Отвечает Александра Ланц, 21.09.2010


Вопрос: "Что означают стихи из Пр.31:6-7?"

Мир вам,  Оксана!

Давайте внимательно прочитаем ту часть главы, которая имеет явное отношение к слову «сикера»:

"Слова Лемуила царя.

Наставление, которое преподала ему мать его:

что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего".


Здесь мы видим обращение матери к своему сыну, который является царём, князем: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру», и так же мы видим, почему они не должны это делать: чтобы вино и сикера не затмили их рассудок и не отвратили их тем самым от самого главного, для чего они стали царями/князьями: «чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых».

Таким образом, если перед нами царь/князь, то ему никак нельзя затмевать свой рассудок алкоголем.

Дальше следует очень интересный момент: а вот тем, которые огорчены душой, которые погибают, не видят выхода из своих страданий, алкоголь приносит некоторое облегчение: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании». Приносит ли он спасение? Нет, потому что сказано, что это погибающие люди: как погибали, так и продолжают стоять на этом пути.

Перед нами пример еврейской поэзии, где главный приём – параллелизм:

цари/князья
противопоставлены
погибающим людям

Слова «царь», «князь» Библия использует в нескольких значениях, поэтому давайте будем осторожными, когда пытаемся понять основной смысл отрывка. Ведь этот отрывок ясно говорит о том, что цари/князья – молодцы, а все остальные – погибающие. Если применить эти стихи только к земной ситуации «президенты» (власть придержащие) и «народы», то как-то не совсем увязывается, не правда ли?

Но давайте присмотримся к очень важному значению слов «цари», «князья», которое несколько раз  вспыхивает на страницах Библии.

2Тим.2:12 если терпим, то с Ним и царствовать будем...

Откр.5:10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

Откр.20:6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Откр.22:5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

Думаю, что даже не надо особо комментировать эти тексты, потому что из них совершенно определённо можно сделать вывод о том, что спасённые для Вечности люди становятся царями/князьями, которым предназначено царствовать на земле. Кстати, в свете этого вывода, текст 1Тим.6:15 приобретает более глубокий смысл, чем тот, который лежит на поверхности: Христос является царём и Господином не только над обычными земными властями, но и над спасёнными людьми. Люди – цари и господа над тем миром, который будет ещё раз дарован человечеству, а Христос – царь этих царей и Господь этих господствующих.

Итак, вернёмся к вашему вопросу... противопоставление «цари, князья» и «погибающие» - это противопоставление между спасёнными и отвергшими спасение. 

Спасённый всегда должен находиться с состоянии постоянной трезвости ума, чтобы иметь возможность чётко различать добро и зло и не колеблясь избирать только добро, поэтому и сказано «не царям пить вино, и не князьям – сикеру». Спасённый – царствует, господствует над своей жизнью, над своим телом (см. Быт.4:7), потому что хорошо знает Закон Бога (когда Библия произносит слово Закон - это в подавляющем большинстве случаев именно Закон Бога), и этот Закон во всём ограждает спасённого от грозящих навечной смертью опасностей.

А что предложить тому, кто выбрал путь погибели, тому, что ходит с огорчённой душой и не желает откликаться на зов Спасителя, кто духовно нищ и наг, но думает, что сыт и одет? Если он окончательно отказался от спасения, где царствует настоящая радость и настоящий покой, то дайте ему хотя бы сикеру, чтобы не так было больно доживать дни его жизни. Пусть он, отказавшийся от Воды Жизни (Ин.4:14) открывает свои уста для зелья, которое, по его мнению, хоть какое-то облегчение ему принесёт. А спасённый станет открывать свои уста не для этого, но для того, чтобы вступаться за безгласного, защищать сирот и бедных и творить истинное правосудие.

В текстах о которых вы спрашиваете, есть ещё более глубокий смысл, и он открывается, когда внимательно изучаешь то, что написано в книге Откровение о Вавилонской блуднице. Я не стану здесь подробно комментировать эту линию в понимании слов о сикере, царях и погибающих, но лишь приведу два текста:

«Вавилон, город великий, он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8).

«с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.... и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Окр.17).

Заинтересовавший вас текст говорит о том, что настоящие цари не пьют блудливого вина из чаши «губительницы царей», а оставляют эту чашу тем, кому окончательно и бесповоротно нравится пить из неё.

С уважением,

Саша.