Почему апостол Павел учил об отмене обрезания,если это часть вечного завета Бога с потомками Авраама?
Спрашивает СергейОтвечает Александр Дулгер, 30.10.2011
Сергей пишет: Объясните пожалуйста, почему так произошло... В кн.Бытие Бог заключает вечный завет с Авраамом,среди прочего в котором даётся указание обрезывать крайнюю плоть у мужчин.Как видно из написанного - это завет для всех потомков ,на вечно,но в Послании к Римлянам, в 2:25 и далее, Ап.Павел вдруг отменяет этот завет,кроме того приравнивая его к Закону данному Моисею!Разве это возможно?Причём больше никто из Апостолов,которые действительно слушали учение Иисуса Христа, не упоминают об этом! Спасибо!
Мир Вам, брат Сергей!
Совершенно очевидно, что обрезание не является непременным условием или символом Вечного завета между Богом и человеком (завета спасения). Это хорошо видно из Библии. Не был обрезан ни Адам, ни Сиф, ни Ной, ни даже поначалу Авраам. Обрезание - это результат ошибки Авраама, которую Бог сделал вечным напоминанием об опасности полагаться на свой разум и свою плоть.
Почему обрезание не было заповедано Адаму, Авелю, Еноху, Ною, т.е. никому до того, как оно было дано Авраму?
Почему апостол Павел утверждает, что обрезание не имеет смысла, ведь тем самым апостол словно бы противоречит Ветхозаветным Писаниям. «Обрезание ничто и необрезание ничто…»; «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание…» (1Кор.7:19; Гал.6:15).
Давайте внимательно посмотрим на историю, которая предшествовала появлению заповеди об обрезании:
Господь Бог Вседержитель обращается к 75-летнему (Быт.12:4) Авраму с повелением о том, чтобы он вышел из своего язычества и стал бы слушать голос Бога, который и поведёт его, Аврама: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе»
К чему поведёт Бог? Только ли к земле? Читая дальше, видим, что Бог поведёт Аврама к исполнению Своего обещания. Какого?
«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3).
Обещание делился на 3 части:
от Аврама произойдёт великий народ, у него будет множество потомков;
Аврам будет благословением для всех других народов;
обещание о земле, к которой Аврам должен жить и быть хозяином «в землю, которую Я укажу тебе». Оно дополняется особым образом чуть позже: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт.12:6-7).
Эти потрясающие обещания Бога были очень важны для человека по имени Аврам, потому что он прожил уже 75 лет, уже начал стареть, а его жена Сара оказалась бесплодной, её бесплодие было подтверждено, вероятно, не одним годом семейной жизни. Ещё до того, как Бог начал говорить Авраму, Библия чётко обозначает для нас правду о том, что Сара не могла зачать и была бесплодной (Быт.11:30).
Итак, Аврам начинает путь, по которому ведёт его Господь. Этот путь пролегает по земле, которая обещана ему и его потомству, но пока не принадлежит ни ему, ни тем более потомству, т.е. его как такового всё ещё нет. «И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую». Мы знаем, что вместе с Аврамом из Ура Халдейского вышили так же его домочадцы, слуги, скот и семья его племянника. Т.е. это была достаточно большая группа людей. О том, насколько большой она была, можно судить по истории, в которой рассказано, как Аврам спас Лота и его людей из плена. «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана…» (Быт.14:14)
Далее мы читаем, что после событий по освобождению Лота, Господь вновь явился Авраму и уже во второй раз произнёс ему Своё слово, Своё обещание. Однако здесь мы уже читаем о том, что Аврам вступает в диалог с Богом:
После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано:
не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. …вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. …посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. … столько будет у тебя потомков.
Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
Что происходило в сердце Аврама? Он уже давно вышел из земли своих родственников, он уже давно ходит по земле, которая была обещана ему, но всё ещё не его, а Сара всё ещё не зачала! Его сердце, жаждущее служить Богу и ходить, как Бог говорит, всё же плачет: «что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным», почему так долго, Господь? Почему Ты медлишь? Ты ведь обещал, почему Ты всё ещё не исполнил своего обещания? Может быть, Ты хочешь, чтобы я передал всё, что имею и все Твои благословения человеку, который как сын мне, – Елиезеру?» И Аврам предлагает Богу свой план исполнения Божьего обещания. На это Господь отвечает не информацией о том, когда Он собирается исполнить Своё обещание, а заверением в том, что Он его исполнит, и исполнит Сам, без плотской помощи человека по имени Аврам: «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником…» Да, без помощи со стороны человека, однако – по вере этого человека, ведь если бы в тот момент Аврам отказался бы верить СЛОВУ Бога, он тем самым отказал бы Богу в возможности исполнения Его СЛОВА. Но Аврам поверил, и посему Бог простил ему его волнение-недоверие и попытки помочь Богу собственными планами и усилиями: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
Итак, мы видим уже два обращения Бога к Авраму. Второе обращение было закреплено заветом: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Быт.15:18). Однако возникает вопрос: почему этот завет не был заключён при первом обращении Бога к Авраму? Почему Бог не сделал этот шаг при начале Своих отношений с Аврамом, но в тот раз ограничился только обещанием?
Ответ находим в том самом разговоре, который мы только что читали (Быт.15)
Господь: Я с тобой!
Аврам: я знаю, но Ты обещал мне потомков, а их нет. Может, объявить моим потомком Елиазара?
Господь: Нет. Помнишь ли ты Моё обещание тебе? Я исполню его в точности и это сделаю Я. И землю Ханаанску тоже дам тебе в наследство.
Аврам: «Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?»
Здесь мы видим потрясающую картину того, как человек спрашивает Бога… «а точно ли Ты это сделаешь?» и Бог снисходит к человеку, потому что видит, что тот верит Ему, и доказывая человеку то, что Он, Бог, всегда исполняет Своё слово, заключает с человеком завет на тех основаниях, которые будут понятны этому человеку. А ведь и у нас бывает так же! Вот вроде верим слову Бога, а где-то в глубине сердца сидит недоверие — а сделает ли Он то, что обещает? Сделает ли Он это для меня? И Бог не оставляет нас, но напротив, подходит к нам ещё ближе и старается показать нам, что Он всегда исполняет Своё слово. Потому что только так Он может поддерживать в нас не только веру, но и абсолютное доверие Ему.
Продолжаем читать историю Аврама… Прошло уже 10 лет с того момента, как Аврам начал странствовать по земле Ханаана. Авраму уже 85 лет, его жена тоже уже немолодая, и её желание иметь ребёнка уже выросло до таких размеров, что она уже не может думать ни о чём другом. Теперь уже она предлагает Авраму план помощи Богу в исполнении Его обещания: «вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (Быт.16:2). С точки зрения людей, которые жили в то время, это был очень даже хороший план, но не смотря на это, он является делом плоти, которая не желает более ЖДАТЬ времени, когда Бог Сам исполнит Своё СЛОВО.
После осуществления этого плана в семье Аврама начинаются проблемы, которых и врагу не пожелаешь. Две женщины ненавидят и презирают друг друга. Родившийся ребёнок растет посреди этих раздоров и зависти. Сам Аврам тоже в раздёрганном состоянии между ними двумя. И всё это длится, нарастая, целых 13 лет!
Авраму было 86 лет, когда родился Измаил (Быт.16:16), и только когда ему исполнилось 99 лет, Господь вновь явился ему (Быт.17:17). И что же мы читаем? Господь в третий раз разворачивает перед Аврамом Своё СЛОВО, Своё обещание:
«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».
Не смотря на то, что Аврам явно повел себя неправильно, Бог всё же не отказывается от Своего СЛОВА, которое Он произнёс уже дважды, и от того завета, который Он заключил с Аврамом. Однако Господь явно вносит нечто новое в этот завет. Нет, это не новый смысл. Читая 15-ю главу, мы видим что обещание не меняется, но Господь повелевает Авраму совершить некое плотское дело и даже больше – завещает совершать это всегда:
«ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой».
Почему этот завет не был дан Авраму в первый раз, почему не был дан во второй раз? Ведь и тогда обещание было то же самое! Что изменилось, что случилось, если Богу понадобилось утвердить этот завет обрезания?
А случился Измаил. Произошло то, что Аврам всё-таки понадеялся на свою плоть, на свою мудрость, на то, что он, человек, сможет исполнить слово Бога. В связи с этим он оказался мужем не одной жены, как Бог того желал, а двух, при этом второй женой была женщина даже не из его родства, а их Египта. Бог не планировал ничего из этого. В Его планах не было Агари, как жены Аврама, и не было Измаила, как его наследника. И то, и другое, явилось делом плоти, делом плотских рассуждений Сары и Аврама, делом их недоверия СЛОВУ Бога, которое «не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11).
Человеческой измышление вмешалось в планы Бога и принесло боль людям, но Бог не остановил исполнение Своих планов, однако повелел людям (народу, потомкам Аврама), которые в последствии должны были начать жить по Его заповедям, по Его воле и нести другим людям свет его праведности и святости, — носить на своём теле напоминание о том, что БОГ всегда Сам исполняет то, что обещает, что никакая плоть никогда не сможет сделать то, что только Он в состоянии совершить. Только Он способен сделать бесплодную женщину матерью, только Он способен дать Своим людям землю, которая сейчас находится под властью других народов, только Он способен восстановить человека из мёртвых. Никто из смертных это сделать не может. И обрезание крайней ПЛОТИ должно было стать постоянным, длящимся всю жизнь напоминанием о том, что ПЛОТЬ не может ничего, но БОГ может всё. Поэтому Его дети должны надеяться не на себя и свои возможности, но исключительно на Бога и Его возможности.
Вот и получается, что если ты обрезан, но при этом продолжаешь надеяться на свою плоть, на то, что ты сам всё можешь, сам всех умнее, то твоё обрезание не имеет никакого смысла: ведь его смысл, его предназначение как раз в том, чтобы напоминать тебе о ПЛОТСКИХ надеждах Авраама, которые, когда стали осуществляться, внести в его жизнь горечь и боль. Само по себе обрезание не является ни спасением, ни даже знаком принадлежности к Избранному народу, но только напоминанием о той истории, которая произошла с Авраамом, чтобы ты, обрезанный, не стал бы повторять её в своей жизни, когда услышишь обещания Бога, обращённые к тебе.
«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:18-19). Всё – в желании ходить так, как БОГ говорит, в желании жить по Его воле, по Его слову.
«Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15).
Апостол Павел, когда говорит об обрезании, не ставит под сомнение распоряжение Бога, но проповедует истину о том, что обрезание, как действие, совершаемое над плотью человека, само по себе не имеет никакого значения. Главное, чтобы человек понимал смысл этого действия. Каков же он? Не пытайся своими плотскими усилиями делать то, что может сделать только БОГ, но учись доверять БОГУ беззаветно, чтобы Он Сам мог исполнять в тебе то, что Ему угодно (Матф.18:3). И тут появляется такой вопрос: если я всем моим сердцем и умом понимаю смысл обрезания, нуждаюсь ли я в плотском действии, в знаке на моём теле, который постоянно напоминал бы мне об этом?
Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание (т.е. какое-то действие по плоти), но вера, действующая любовью» — вера СЛОВУ Бога, и эта вера должна быть основана на любви к Богу. Вот тогда в человеке будет обитать сила, преобразующая всё нутро этого человека.
Вот почему апостол Павел так уверенно говорит: «потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…» (Фил.3:3)
«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием» (Рим.2:25).
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым…» (Кол.2:11).
Настоящее обрезание – это когда наша греховная плоть умирает в водной могиле, и уже не может командовать нами, и тогда командование переходит к Господу, и Он делает так, что мы перестаём грешить. И это может сделать только БОГ!"
С уважением,
Александр