Clicky

Как понимать места: Деяния: 15:5-20 Рим. 14:5-10

Школа

Спрашивает Иван
Отвечает Михаил Чичин, 15.10.2012


Иван, добрый день.

В Библейском отрывке Деяния 15:5-20 повествуется о проблеме, которая возникла в молодой первоапостольской церкви – новокрещенных членов церкви из бывших язычников другие члены церкви, которые до крещения принадлежали к фарисейскому учению, принуждали соблюдать ритуальный обрядовый закон, утвержденный в Торе (пятикнижье Моисеевом). Проблема состояла в том, что они (бывшие фарисеи) возможность спасения ставили в зависимость от соблюдения этих постановлений, а также к формальной принадлежности к иудейскому народу: Деян. 15:1 «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». В то же самое время апостолы проповедовали учение Иисуса Христа о спасении, основная мысль которого состояла: Еф. 2:9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Иоанн Креститель порицал фарисеев, которые возлагали свою надежду на спасение на принадлежность к роду Авраама, и утверждал, что только истинное покаяние может их спасти: Матф. 3:7-9 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.»

Для того, чтобы устранить разделение в церкви и прийти к общему мнению, авторитет которого был бы заверен Святым Духом, был созван апостольский собор, на котором был разобран вопрос о необходимости (или ненужности) бывшими язычниками соблюдать постановления ритуального закона, данного Богом через Моисея на горе Синай. Апостол Петр на соборе провозгласил, что язычники, уверовавшие в Иисуса, приняли от Богу уверение в спасении посредством дарованного им Святого Духа, и после этого они ничем не отличаются от природных иудеев, тоже принявших весть спасения. Также он утверждал, что и иудеи, как и обращенные язычники, спасаются по благодати, т.е. по незаслуженной ими милости Бога. Поэтому ритуальные законы, которые были даны израильтянам после их выхода из Египетского плена, не имеют для спасения никакого значения. С того момента, как язычник принимает Иисуса Христа, как своего спасителя, он уже принадлежит Божьей семье, и ему уже не нужно принимать телесный символ (обрезание) принадлежности к иудейскому народу, ведь, как сказал апостол Павел: Гал. 3:26-28 «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». 

В то же самое время, апостол Иаков призывает новообращенных верующих соблюдать принципы христианской нравственности, а также требования медицинского закона, который предохранял бы их от болезней (стих 20). Словами 21 текста «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» подтверждает, что нравственные нормы (воздержание от блуда, относиться к ближнему, как к самому себе), содержащиеся в Моисеевом законе и так всем известны, т.к. он регулярно изучается по субботам.

В Библейском отрывке, представленном в послании к Римлянам, 14 главе, апостол Павел поднимает проблему осуждения одних верующих другими, которая была связана с употреблением некоторыми верующими мяса, приносимого в жертву идолам (верующие Рима жили в окружении идолопоклонников, которые посвящали свои жертвы идолам, а потом употребляли данное мясо в пищу. Очень часто такое мясо продавалось на рынках, и верующие, покупая мясо, не были гарантированы от того, что оно ранее не было посвящено идолам). Апостол с одной стороны объясняет верующим, что принесение мяса в жертву не делает само мясо нечистым, но с другой стороны, если его употребление служит соблазном для других – это грех. Но еще более худший грех – осуждение или унижение своих братьев по вере. Также очень хорошо эту тему апостол открыл в своем 1-м послании к коринфянам, глава 8. Основная мысль этого отрывка представлена в текстах 8-9 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.»

Божьих Вам благословений.