Что значит "исполнится" в Мф 5:18?


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.370. Gregory Monastirsky (monast2000@???.ru) пишет: "Прочитал на сайте Ваши слова (в связи с разбором заповеди о субботе):
...даже Сам Христос предостерегал от изменения закона: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5:17-19).
К сожалению, применение этого отрывка к вопросу о нерушимости принципов десятисловия в корне неверно. Обратите внимание:
"...пока не исполнится все."
Этими словами Христос не предостерегал от изменения закона. Слова Иисуса относятся к ветхозаветным пророчествам о Мессии, о нерушимости обещания Бога послать к людям Сына. Скорее всего это был иносказательный ответ на попытку обвинения фарисеев в буквальном нарушении заповедей. Фарисеи видели в законе только заповеди, но не видели, что в каждой книге закона и пророках красной нитью идет идея о мессии, который снимет поношение с Израиля когда придет полнота времени. Фарисеи обвиняли Иисуса в нарушении заповедей, Иисус указывал им на их слепоту и незнание истинной цели закона - детоводительство ко Христу (оправдание по вере).
К слову: Луки 24:44 "И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах."
Итак мы видим, что ни одна йота, ни одна черта не пропала из закона, пока не исполнилось обещанное Богом пришествие Мессии. Слова же "Итак, кто нарушит..." относятся не к тому, что было сказано до них, а к тому, что сказано после них."

Дорогой Брат, это интересное размышление. Но Вы, вероятно, былии введены в заблуждение терминологией несколько устаревшего русского языка. И действительно, на первый взгляд звучит абсурдно: "Закон будет существовать до тех пор, пока он не исполнится". То есть, как? Неужели закон действует пока его нарушают? Отчасти, да. Смотрите слова апостола Павла в Гал 3:19. Закон, существующий в природе выражен не словами, а определенным порядком. Как только порядок изменяется, тут же изменяется и закон, по которому все происходит.

Например, закон устанавливает, что при нормальном атмосферном давлении вода закипает при температуре в сто градусов по Цельсию. Но если мы изменим порядок, то есть у нас уже нормальным атмосферным давлением будет другое, не то, что мы имеем сейчас, то вода начнет закипать при другой температуре.

Русское слово "исполнилось" имеет значение "завершилось", "пришло к своему концу", "выполнило свое предназначение". В нашем примере закончилось время, когда у нас было нормальное атмосферное давление, а значит, вода закипает уже не при ста градусах, а при другой температуре.

А теперь перенесем это на закон Божий. В Ветхом Завете есть много заповедей, больших и малых. Есть заповедь о жертвоприношениях. Но жертвоприношения, имевшие своей целью указывать на Мессию, на Агнца Божьего, берущего на Себя грехи всего мира, уже ИСПОЛНИЛИСЬ, или другими словами, завершили свое существование потому, что указывать на Мессию не надо - Он явился лично. Значит, заповедь о жертвоприношении уже завершилась. А вот суббота была дана человеку при творении. И до тех пор, пока человек существует, остается и суббота, то есть всю вечность. В то же время, закон о прелюбодеянии, относится только ко времени, когда существует семья. Господь говорил, что в вечности уже не будет семейных отношений, но все будут пребывать как ангелы (Мф 22:30), то есть, исполнится или завершится порядок вещей, требующий такого закона. Значит, в вечности уже не будет заповеди о прелюбодеянии. У Моисея было много законов гражданских, то есть тех, которые предписывали, как поступать с гражданскими преступниками - своеобразный уголовный кодекс. И этот закон "исполнился" когда структура власти в Израиле поменялась - когда правили цари, то они устанавливали уже свои законы. А при римскм владычестве те же законники признавали, что они не могут уже пользоваться подобными законами, потому что обстоятельства изменились (см Ин 18:31). В то же время, санитарные законы об омовениях и смене одежды после прикосновения к нечистому или к больному все еще действенны и сегодня, хотя многие никак не увязывают свое мытье рук перед едой, скажем, с моисеевой заповедью об омовении рук - просто во дни Моисея никто даже и не подозревал о существовании микробов. Но вот в вечности скорее всего нам не потребуется омовение рук перед едой, по крайней мере я так думаю.

В общем, полагаю, что я уже достаточно детально описал этот вопрос об "исполнении закона". Это не "соблюдение" закона, а "завершение обстоятельств", требующих существование закона.