Валтасар был сыном Навуходоносора или Набонида?
Спрашивает МихаилОтвечает Антон Шумихин, 27.01.2011
Михаил пишет: Валтасар был сыном Навуходоносора или Набонида? Если последнего, то появляются проблемы с возрастом Валтасара, т.к. Набонид правил с 556 по 539 г. до Р.Х., т.е. 17 лет. Валтасару на момент падения Вавилона могло быть от силы 16 лет.
Приветствую, Михаил!
Нувуходоносор II правил Нововавилонским царством с 605 по 562 гг. до Рождества Христова.
После него следовало еще три царя:
- Амель-Мардук (Евилмеродах) 562-560 гг. - старший сын Навуходоносора
- Нергал-шар-уцур (Нериглиссар) 560-556 гг. - представитель жреческой элиты
- Лабаши-Мардук 556 г.
Затем наступает правление Набонида (май 556 г. - 29 окт. 539 г.), представителя военной элиты, сына жрицы Адда-гуппи (649 -547 гг.).
Его сын, Валтасар остается регентом в Вавилоне с 553 г., а погибает при взятии города персами в 539 г.
С этими сведениями согласны практически все историки.
Однако, относительно происхождения Валтасара существует два основных мнения:
- Валтасар - родной сын Навуходоносора, усыновленный Набонидом
- Валтасар - родной сын Набонида от дочери Навуходоносора
Оба эти взгляда на исторические события вполне согласуется с пророчеством Иеремии:
"И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие" (Иер. 27:6-7).
И сообщением 5-й главы книги пророка Даниила, где три раза Валтасар назван сыном Навуходоносора (Дан. 5:2,11,18), поскольку на Востоке в те времена "сыном" называли и усыновленных детей и просто потомков.
Первой версии придерживается В. А. Белявский. В 9-й главы книги "Вавилон легендарный и Вавилон исторический" он пишет следующее:
"В ночь на 7 октября 562 г. умер царь Навуходоносор II, основатель империи. Кончилось его царствование, длившееся 43 года. После него осталось несколько сыновей, носивших титул царевичей (mar-sarri): Амель-Мардук, Мардук-шум-уцур, Мушезиб-Мардук, Мар-дук-надин-ахи и Бэл-шарру-уцур (Валтасар), а также вдова - египтянка царица Нитокрис (Нейтакерт), мать Валтасара. Халдейская верхушка, составлявшая царское окружение, тотчас же возвела на престол Амель-Мардука, старшего сына покойного царя..."
Далее описывается доля последующих трех царей. Затем мы снова читаем о Набониде:
"Набонид в полном смысле слова был "своим человеком" олигархии, и халдеи, естественно, не могли согласиться на его воцарение. Они продолжали поддерживать Лабаши-Мардука. В Вавилонии оказалось два царя, причем в Сиппаре, например, одни признавали Лабаши-Мардука, другие - Набонида. Нависла реальная угроза гражданской войны, которая не входила в расчеты ни олигархии, ни Набонида. И тогда Набонид прибег к ловкому политическому ходу. Он женился на царице-египтянке Нитокрис, вдове Навуходоносора II, и усыновил царевича Бэл-шар-ру-уцура (Валтасара), сына Навуходоносора II и Нитокрис. Тем самым Набонид привлек на свою сторону халдеев, считавших Валтасара более законным наследником престола, чем Лабаши-Мардука. Кроме того, Валтасар был связан с деловыми кругами Вавилона, в частности с домом Эгиби. Лабаши-Мардук оказался в изоляции. В июне 556 г. он был убит, и престол остался за Набонидом."
Вторая версия изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье "Валтасар". Вот цитата оттуда:
"При раскопке великого храма в Уре в 1854 году, было найдено несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которой Набонид обращается к богу луны со следующею мольбою: "продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от меня". Из этой надписи ясно, что у Набонида был старший сын, по имени Бел-сар-усур, или, по греческой транскрипции, Валтасар".
Стоит добавить еще одну цитату с этого цилиндра, называемого "колонной Набонида":
"Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара, первородного сына моего, порождение моих чресл, страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни".
О его возрасте на момент падения Вавилона читаем дальше в статье:
"Что Валтасар ко времени падения Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указания в другой клинообразной надписи, хранящейся теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней, под 11-м годом царствования Набонида, следовательно за пять или за шесть лет до падения Вавилона, упоминается сын царя, в качестве главнокомандующего войсками".
В итоге, какую бы версию мы не считать исторически достоверной, ясно следующее:
- библейское сообщение в обоих случаях не противоречит истории;
- Валтасар был в совершенных летах ко времени завоевания Вавилона персами;
Более детально Вы можете ознакомится с хронологией Нововавилонского царства и его отражением на страницах Библии при помощи следующей схемы:
Благословений,
Антон Шумихин
Дополняет Александр Дулгер:
Приветствую, Михаил!
Вас наверное смутили слова Даниила обращенные к царю Валтасару: "Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу." (Даниил 5:18)
В данном случае мы сталкиваемся с одной непонятной для современного читателя особенностью, которая в тоже время является обычной и понятной в культуре древнего Востока, да и возможно в современной культуре Востока.
Суть этой особенности в том, что внуки и правнуки человека, а иногда даже более поздние потомки, могут называться его сыновьями или дочерям. Этот прием довольно часто встречается в библейских родословиях и вносит путаницу среди читателей из другой культуры.
Смысл этого приема в том, чтобы подчеркнуть, что тот или иной человек - это потомок какого-то известного предка.
Самый известный пример, это титул "сын Давидов", который применяли к Иисусу Христу: "И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!" (От Матфея 20:30)
Другой пример - царь Давид является прадедушкой царю Авии (3Цар.14:31), однако в 3Царств 15:1-3 сказано, что Давид был "отец его".
Еще пример в 2Пар.11:18-20 Мааха названа "дочь Авессалома", однако она была его внучкой или правнучкой.
Что поделать, "Восток дело тонкое", как говорил один киногерой.
С уважением,
Александр