Piligrim » Вт фев 12, 2008 9:54 pm
Возможно этот вопрос станет более понятным, если прочитать некоторые отрывки из книги''Живое христианство и тайна беззакония'' (3-е изд., Киев, 2007).
Глава 1
Д У Х О В Н О Е Д Е Т С Т В О
''Ибо благодатью вы спасены чрез
веру и это не от вас, Божий дар''.
Еф. 2:8
''Пишу вам, дети, потому что
прощены вам грехи ради имени
Его''.
1 Иоан. 2:12
Итак, будем изучать истинное живое христианство, рассматривая, как Дух Святой осуществляет его в сердцах людей, как Он созидает в душах людей духовное Царство Божье, которое есть ''не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе'' (Рим. 14:17). Первым этапом на пути этого осуществления является духовное рождение детей Божьих, из которых, собственно, и состоит истинное живое христианство.
Когда мы говорим об истинном, живом христианстве, то мы имеем в виду не просто людей, как последователей христианской религии, не просто людей, считающих себя православными, католиками или принадлежащими к одной из протестантских деноминаций. Речь идет о спасенных людях, ибо ради спасения грешников Иисус Христос приходил на землю: ''Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее'' (Мф. 18:11). Речь идет о детях Божьих, о христианах, живущих духовной жизнью. С чего же начинается христианская духовная жизнь человека? Конечно, с духовного рождения. Как физическая жизнь начинается с физического рождения, так и духовная жизнь начинается с духовного рождения, с рождения от Бога. Живое христианство состоит из детей Божьих, которые в свое время не только родились от своих физических родителей, но которые также родились свыше (Иоан. 3:3), родились от Бога и таким образом стали детьми Божьими (Иоан. 1:12-13).
Когда же происходит рождение свыше? Во время уверования, обращения к Богу, в момент покаяния. Всякое ли покаяние приводит к рождению свыше? Нет не всякое. А только искреннее, сердечное покаяние, которое сопровождается, или вернее порождается, глубоким сознанием своего греховного погибшего состояния, жаждой спасения, глубокой верой, что Иисус Христос умер на кресте Голгофы лично за твои грехи и дает прощение и спасение всем, кто обращается к Нему в покаянии. Истинное покаяние сопровождается ''достойными плодами покаяния'' (Лк. 3:8), то есть оставлением греховной жизни (Еф. 5:8). В ответ на такое покаяние Дух Святой производит такую перемену сердца человека, через которую человек становится дитем Божьим и вступает в период духовного детства.
Результаты рождения свыше
В результате рождения свыше человек переживает неизреченную радость спасения (Иоан. 15:11; 1Петр. 1:8; Рим. 14:17). Эта радость спасения имеет совершенно иную природу, чем простое человеческое веселье, ибо она является следствием общения оживотворенного человеческого духа со Христом в Духе Святом. Радость спасения является важным признаком возрожденного христианина, и она побуждает его свидетельствовать о Христе Спасителе, дающем эту радость всем, кто принимает Его в свое сердце как личного Спасителя.
Во время рождения свыше Дух Святой обновляет душу человека – его разум, чувства и волю. Человек становится ''новым творением во Христе Иисусе'' (2Кор. 5:17). Его просвещенный разум становится способным понимать то, что от Духа Божия (1Кор. 2:14-16), помышлять о горнем и святом (Кол. 3:2; Фил. 4:8), его освященные чувства наполняются ''чувствованиями Христовыми'' (Фил. 2:5) и его воля соединяется с волей Божией (Мф. 6:10; Рим. 12:2). Через покаяние и рождение свыше Бог ''избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего'' (Кол. 1:13).
Когда Дух Святой трудился над душой грешника, обличая его в грехе (Иоан. 16:8) и побуждая его к покаянию, Он находился вне сердца человека. А когда грешник обращается к Богу с покаянием, он открывает свое сердце для Христа и в момент рождения свыше Дух Святой поселяется в сердце возрожденного человека. Поэтому Апостол Павел говорит детям Божьим: ''Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?'' (1Кор. 3:16). ''Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?'' (1Кор. 6:19).
Какие же обетования Божьи усваивает верою христианин на ступени духовного детства? Другими словами, что человек получает от Бога в результате покаяния и рождения свыше? Перечислим это по порядку. Прежде всего, человек, который приходит к Богу с покаянием, получает прощение грехов: ''пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его'' (1 Иоан. 2:12)
Второе, человек получает искупление: ''не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца'' (1 Петр. 1:18-19), ''в Котором мы имеем искупление кровью Его'' (Еф. 1:7).
Следующее, что получает человек, приходящий к Богу с покаянием, - это примирение с Богом: ''Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более примирившись, спасемся жизнью Его'' (Рим. 5:10). Через грехопадение люди поставили себя во враждебное отношение к Богу, стали отчужденными от Бога и ''врагами по расположению к злым делам'' (Кол 1:21). С тех пор ''гнев Божий пребывает на них'' (Иоан. 3:36). Иисус Христос Своей крестной смертью удалил эту вражду между Богом и людьми. ''Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею'' (Еф. 2:14-15). ''Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения'' (2Кор. 5:19). Это примирение с Богом получает всякий человек, который приходит к Богу с покаянием.
Через веру и покаяние человек получает оправдание: ''итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа'' (Рим. 5:1). Что же такое оправдание? Человеку, приходящему к Богу с верой и покаянием, Бог проявляет не только милость в виде прощения его грехов, но оправдывает его, то есть снимает с него вину и провозглашает его праведным, не виновным.
Человек через веру и покаяние получает от Бога драгоценный подарок – спасение, или жизнь вечную, ''ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар'' (Еф. 2:8); ''обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная'' (1 Иоан. 2:25; 5:13).
Возрожденный христианин получает запечатление Духом Святым: ''в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом'' (Еф. 1:13; 4:30; Рим. 8:16).
При рождении свыше происходит первоначальное освящение человека: ''По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа'' (Евр. 10:10; 13:12). Поэтому Писание всех детей Божьих называет святыми (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2; Кол. 1:2). Первоначальное освящение выражается в обновлении сердца: ''итак, кто во Христе, тот новое творение'' (2Кор. 5:17; Иез. 11:19,20; Евр. 10:14-16). Бог обновляет всю душу человека – его разум, чувства и волю так, что христианин может понимать духовные истины (1Кор. 2:14-15) и мыслить о горнем (Кол. 3:2), может иметь чувствования Христовы (Фил. 2:5) и волю свою подчинять воле Божьей (Мф. 6:10).
При рождении свыше происходит запись в книгу жизни на небе, (Лк. 10:20; От. 13:8; 20:15; Фил. 4:3) новорожденного дитяти Божьего. Запись в книгу жизни является гарантией того, что христианин наследует Царствие Божие в вечности (Отк. 20:15; 21:27), если он сохранит верность Господу в течение своей земной жизни (Евр. 3:14).
И самое главное, что через рождение свыше человек становится дитем Божьим: ''а тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые . . . от Бога родились'' (Иоан. 1:12-13).
Глава 2
Д У Х О В Н О Е О Т Р О Ч Е С Т В О
''Пишу вам, отроки, потому
что вы познали Отца''
1 Иоан. 2:13
Как уже было сказано, духовная жизнь, подобно физической жизни, подчиняется определенным духовным законам, которые христианину следует выполнять. Если христианин живет согласно этим законам, то Дух Святой ведет его по пути возрастания и постепенно он переходит от детского духовного возраста в отроческий духовный возраст. С чего же начинается отроческий духовный возраст, с какого духовного переживания, с какого духовного шага веры? Наверно всем детям Божьим ясно, что следующим шагом в жизни христианина, после уверования и покаяния, является вступление в завет с Господом через принятие святого водного крещения по вере, посредством которого христианин присоединяется к Церкви Христовой. Крещение по вере – это важное и волнующее событие в жизни верующего человека. Оно наполнено не только эмоциональными переживаниями, но и более глубоким познанием истины Христовой, ибо крещению предшествует ''наставление в вере'' (Гал. 3:2). Основное содержание этого наставления состоит в более глубоком познании великого Божьего плана спасения людей, в том, что Господь желает присоединить к Церкви Христовой каждого христианина, которого Он раньше чрез веру и покаяние родил Духом Святым и соделал его дитем Божьим.
2.1. Церковь Христова и спасенные народы
''Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее''
Мат. 16:18
''Спасенные народы будут ходить во свете его (Иерусалима)''
Отк. 21:24
Что же такое Церковь Христова, какое определение можно дать ей на основании Священного Писания? Некоторые определяют Церковь Христову, как общество спасенных людей, искупленных кровью Христа, как поется в одной песне: ''не храм, не золотое здание, не круг отобранных друзей, Христова Церковь есть собрание, Христом искупленных людей.'' Такое определение формально правильное, ибо в Церкви не может быть не спасенных людей, но оно неполное. Если так определить Церковь, то тогда встает вопрос, чем отличается Церковь Христова от спасенных Ветхого Завета? Некоторые так и определяют Церковь, как общество спасенных людей всех времен и народов. Но мы знаем из Писания, что до Христа Церкви не существовало. Христос сказал: ''Я создам (глагол в будущем времени) Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее'' (Мат. 16:18). Если бы ветхозаветные спасенные были членами Церкви, то Церковь уже существовала бы и ее не нужно было бы создавать.
В Писании Церковь Христова представлена в основном в виде сравнений и образов. Вот некоторые из них: Церковь – это Тело Христово (Рим. 12:5; 1Кор. 12:27; Еф. 1:23; Кол. 1:18), Дом Божий (1Тим. 3:15; 1Петр. 2:5; Евр. 3:6), Храм Божий (1Кор. 3:16; Еф. 2:21), Невеста (Жена) Христа (Иоан. 3:29; 2Кор. 11:2; Откр. 21:2, 9) и другие. Все эти образы верно отражают суть Церкви, но они недостаточны для того, чтобы определить, кто является членом Церкви, а кто нет.
На основании Писания можно дать такое определение Вселенской Церкви:
Церковь Христова – это общество спасенных людей, которые крещены (погружены, соединены) Духом Святым в один живой организм – Тело Христово.
Примерно такое же определение Церкви дает Тиссен Г. К. в своей книге «Лекции по систематическому богословию». Он пишет:
“Во вселенском смысле Церковь Христова состоит из всех тех, которые в нынешнем веке родились от Духа Божьего и тем же Духом крестились в Тело Христово“.
Такое определение Церкви Христовой прямо вытекает из 1Кор. 12:13 ''Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело''. Что означает крещение Духом Святым, Кто его совершает и какие для этого существуют условия, будет изложено в дальнейших разделах.
Крещение Духом Святым
''Ибо все мы одним Духом крестились
в одно тело''
1 Кор. 12:13
Как говорилось выше, Церковь Христова – это общество спасенных людей, крещенных Духом Святым в одно тело – Его Церковь. Что же такое крещение Духом Святым?
Итак, рассмотрим на основании Священного Писания, что же такое крещение Духом Святым. В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13 говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: ''Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом''
Известно, что слово ''крестить'' дословно означает ''погружать''. А что означает ''одно тело''? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает ''быть погруженным'' в Церковь Христову? Нашими словами – это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым – это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Пастор В. Домашовец говорит об этом так:
«Крещение Духом Святым не означает поливание человека какой-то духовной небесной водой, но тот факт, что Духом Святым мы крещены в тело Христово – в Его Святую Церковь, и стали ее членами, то есть Дух Святой, как Божья Личность, осуществил этот акт крещения для присоединения новорожденного дитяти Божьего к Церкви Христовой».
Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, спасенного, дитяти Божьего к Церкви Христовой.
Условия присоединения к Церкви Христовой
Какие же условия человек должен выполнить, чтобы Дух Святой крестил (погрузил) его в Тело Христово (1Кор. 12:13), то есть присоединил его к Церкви Христовой (Деян. 2:47)? Так же, как для духовного рождения от Духа Святого существуют условия (вера и покаяние), так и для крещения Духом Святым (присоединения к Церкви) существуют необходимые условия.
В Новом Завете имеется только одно место, в котором говорится о присоединении спасенных к Церкви Христовой. Это место записано в Деян. 2:41,47. Во время проповеди Апостола Петра люди уверовали в благую весть и спросили Петра: ''что нам делать, мужи братья? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (по уточненному переводу ''на основании прощения грехов''), - и получите дар Святого Духа'' (Деян. 2:37,38). Тех из них, которые выполнили эти требования (условия), ''Господь приложил (присоединил) к Церкви'' (Деян. 2:47).
В ответе Апостола Петра тем, которые уверовали (умилились сердцем) было два условия: покаяние (то есть спасение) и святое водное крещение. И вот те, которые не только покаялись, но и приняли святое водное крещение, были присоединены к Церкви (Деян. 2:41). Отсюда следует: для того, чтобы стать членом Церкви Христовой, необходимо быть не только спасенным, но и принять святое водное крещение по вере. Другими словами, для того чтобы Дух Святой крестил (погрузил) спасенного человека в Тело Христово (присоединил к Церкви Христовой), необходимо, чтобы спасенный человек принял святое водное крещение. Вот почему наш Господь Иисус Христос в своем великом поручении Апостолам связал воедино эти два условия – уверование (спасение) и крещение (Мар. 16:16).