Михаил Баск писал(а): Дружище Ортодокс, разница между днём субботним и воскресным в том, что Бог гарантирует возможность такого проведения субботы. Насчёт воскресного дня таких гарантий нет, и, насколько мне известно, у православных и не заведено «соблюдать воскресение». Можно заниматься делами, ходить по магазинам, готовить обед, смотреть по ящику футбол или чего погаже, листать детектив, играть с компьютером в преферанс… Cобственно, почему бы и нет? Подобные деяния в субботу квалифицируются как «нарушение святости субботы», но к воскресному дню сие не относится, не правда ли? Разумеется, всё перечисленное и в субботу «можно», но тогда суббота станет обычным днём, а это жалко. Ведь в субботу Господь утихомиривает страсти, удаляет заботы, снимает повседневный гнёт, даёт отдых душе и укрепляет её.
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. (Ис.58.13-14).
Суббота воистину отрада, маленький, но еженедельный отпуск.
Вы, брат Михаил, не путайте православных и тех, кто так себя сам называет. То, что Церковь всех принимает и никого не осуждает - ни бандитов, ни блудников и т.п. ещё не значит, что все они православные. Просто и Христос никого, приходящего к Нему, не осуждвл и не изгонял. Православных, на самом деле, очень мало. На нас смотрят, как на умалишенных. В Бога верить, свечки ставить, записки писать о поминовении, яйца и кагор святить и т.п. - пожалуйста, таких много, но зачем же так над собой издеваться? Но православный - это тот, кто, помимо прочего, соблюдает церковный устав. Помните СССР? Как только нарушил устав пионера - галстук сняли. Вот так и здесь. Церковный устав предписывает каждую неделю исповедоваться и хотя бы раз в 3 недели (а лучше - каждую неделю) причащаться. Согрешающий отпадает от Церкви, даже если он - патриарх. И патриарх исповедуется и причащается, и над ним во время исповеди прочитывается молитва: "Господи, прости грехи рабу твоему (имя) и СОЕДИНИ его к Святой Твоей Церкви". Кого же соединять, если человек в Церкви итак? У адвентистов просто нет исповеди и нет мистического понимания Церкви, как Тела Христова. Поэтому там крестился, соблюдаешь определённые правила - значит, считается, что ты в Церкви. Что значит "соедини" там и понятия такого нет. А прослеживалась практика отлучения от Церкви ещё у апостолов. Вот, 9-е Апосольское правило: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения". или 10-е "Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен". Воцерковление - особая процедура. Сейчас такой строгости нет, устав намного мягче, но всё-таки что-то да осталось.
Так вот, вы рассказали нам о соблюдении вами субботы, а я вам расскажу, как лично я соблюдаю воскресенье и вы увидите разницу. В это воскресенье я буду причащаться. Подготовка занимает по уставу не меньше 3-х дней. Поэтому со вчерашнего дня я взял пост, пустил мирские дела на автомате, всё свободное время посвящаю чтению Писаний и святоотеческой литературы, анализирую свою жизнь за период от прошлой исповеди и записываю свои грехи, которые я буду исповедовать. Читаются обязательно каждый день особые молитвы – каноны. Вчера – канон Иисусу Христу, сегодня – канон Божьей Матери, завтра – Ангелу Хранителю. В субботу вечером я должен быть на вечерней службе – она уже воскресная – и исповедоваться. Автоматически этот день суббота по духу соблюдается – душа занята молитвой и покаянием. Внешняя деятельность ограничивается только тем, что делается ради ближнего. Я могу ведь ходить в магазин и молиться одновременно? Или рубить дрова, чтобы растопить печь, и молиться? Могу. Но никакого префа, футбола, телеящика (я его, кстати, вообще не включаю – противно) и всего подобного. Всё внимание – на предстоящей исповеди. Вечером в субботу в 16.00 начнётся воскресная служба, которая будет продолжаться 2 часа. После службы все остаются на исповедь. Это ещё около часа, когда и больше. Потом возвращаешься домой и прочитываешь Последование ко Святому Причащению (1 час) и молитвы на сон грядущим (30-45 мин.). В воскресенье утром – утренние молитвы и идёшь в храм. В 7.30 – Часы, в 8.00 начинается Божественная Литургия. Продолжается, если нет большого праздника, до 10.00. Потом – общая трапеза. Потом – воскресная школа. Из храма уходишь в 14.00, приехал домой – 15.00. Читаешь благодарственные молитвы после Святого Причащения, Евангелие, отцов – делать уже ничего физически не можешь. Так или иначе, все молитвы прочитываются стоя, на ногах, начиная с субботы, отстоял часов 12, не меньше.
Вот так соблюдается воскресенье. Это не «маленький отпуск», как вы написали, но и не преферанс, футбол и т.п.
А субботствовать, т.е. ничего не делать в субботу – никто и не поощряет, и не запрещает. В том числе и адвентистов. Работает принцип: [Кол.2:16] «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой - нибудь праздник, или новомесячие, или субботу (т.е. ничего не делание в субботу)». Но все понимают, что в духовном плане это ничего неделание ничего абсолютно не даёт. Суббота святится, как праздничный день – отменяется пост (если только не будешь причащаться в воскресенье), богослужение в субботу не будничным, а праздничным чином, не кладутся земные поклоны. Духовно в этот день ты готовишься к воскресенью и исповеди, поэтому всё мирское – по боку. Но если ближнему нужна помощь – свои интересы по боку, [Гал.6:2] «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» - не Декалог, а закон уже Христов. [Иак.4:17] «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Если в ВЗ человек, собиравший дрова, чтобы обогреть свою семью был побит камнями, то в НЗ это уже никакого значения не имеет. В ВЗ Бог потому и разрешил жертвоприношения иудеям, что те не могли без них – они детей своих Ваалу приносили в жертву. Также и с субботой. Хотя бы один день Бог сказал воздерживаться от всякого дела, чтобы не было соблазна потом оправдываться. Хотя бы один день – посвящать Богу. В НЗ Богу посвящается не один день, а вся жизнь. Добро можно делать в любой день, а зло – ни в какой. Упокоение во Христе, или, по вашим словам «Господь утихомиривает страсти, удаляет заботы, снимает повседневный гнёт и т.д.» не на один день, а на всю жизнь – вот истинная суббота, которая угодна Богу. Павел пишет в послании именно к евреям, которые субботствовали, о другом дне, в который им надлежит ещё войти и который не доставил им Иисус Навин: [Евр.4:10] «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Поэтому для них ещё остаётся настоящее субботство, а не ветхозаветное – «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы».
В качестве примера. Вы представляете себе, Серафим Саровский берёт подвиг и 3 года стоит на камне, ни с кем не разговаривает и только молится. Теперь представьте, что он каждую субботу слазит с камня и ложится покоиться «по заповеди». Совесть подсказывает, что что-то здесь не так, верно? Также и мне моя совесть подсказывала, что неправильно врачам не лечить в субботу, пограничникам не охранять границу, милиции не ловить преступников, транспорту не возить по городу людей (тех же адвентистов на собрание), отключать на субботу свет, водопровод, отопление и пр. – вы меня поняли. Кто-то всё-таки неправ – либо те, кто говорят, что работать в субботу нельзя, либо те, кто работают в субботу, и воскресенье, если это надо ближнему. Здесь компромиссов быть не может. И наш спор в своё время Господь сам и разрешил. Однажды одна адвентистка не пришла на собрание в субботу, её сестра позвонила и сказала, что у неё отнялась речь и правая сторона тела. Я красноречиво посмотрел на пастора и спросил – ну, что, идти мне к ней выполнять свой врачебный долг, или пусть лежит, покоится? Мы ходили вместе. Смотрели, ходили в аптеку, покупали лекарства, кололи уколы – всё прошло. Жива эта бабулечка и по сей день, ходит всё в ту же общину, хотя уже и пастора, как я рассказывал, выгнали оттуда, и меня там давно уже нет. А главное, знаете, почему она покинула Православную Церковь? Исповедь. «Почему я должна рассказывать человеку о своих грехах»? Вот главная причина её ухода. Всё остальное её устраивало. Но и суббота сыграла роль. Я цитировал когда-то уже невольно выскользнувшие её слова: «Я так рада, что теперь у меня есть хоть один день в неделю, когда я могу послать всех, и даже мужа, к чёрту и ничего не делать».
