Михаил Баск писал(а): Что такое «соло скриптура»? Лютер имел ввиду, что в расчёт следует принимать ТОЛЬКО библейские аргументы. Т.е. он выступил против Предания? Да, но надо понимать, что он был прав, ибо предание католическое отнюдь не совпадает с преданием Православным.
Я бы ради справедливости ещё добавил то, что Лютер всё-таки не совсем отказался от Предания. Некоторые вещи он не мог объяснить только Писанием, поэтому вынужден был сам опровергнуть свою же посылку "sola scriptura". Например, доказывая необходимость крещения младенцев от прежде всего ссылается на то, что так было положено от начала апостолами и что почти все святые (разумеется и сам Лютер), за единичными исключениями, были крещены во младенчестве.
Католики не сильно опираются на Предание. Зачем? У них есть наместник Бога на земле - папа. Слово папы = слово Бога. Поэтому сказал папа, что есть Чистилище - и никто не стал копаться в Предании и проверять, учили об этом святые отцы или нет. Нынешний папа сказал, что нет Чистилища - значит, теперь уже нет - закрыли в связи с банкротством и бесов уволили по сокращению.
Михаил Баск писал(а): У нас же эта самая солоскриптура привела к тому, что мы Библию используем как цитатник для обоснования НАШИХ идей, НАШИХ представлений. Кто кого перецитатит, тот и прав. Невероятно, до чего порой доходит: у меня валяется книжка, где автор в обоснование своего бреда цитирует Библию не стихами и не предложениями – ОДИНОЧНЫМИ СЛОВАМИ. Пишет, к примеру, «дверь» - и скобочках ссылка, где в Священном Писании сие сакральное слово фигурирует.
Охотно верю. Здесь на форуме тоже есть всякие Нины и иже с ними. Вот узнал от них, что религия - это "национальная лига по связи с небесами" и что Иисус крестился двумя перстами, а болеем мы от того, что прокляты за нежелание принимать добавки "Видновлення" и "Видродження" и что если мы не покаемся и не примкнём к ним, то все передохнем и попадём в ад. Всё хорошо обосновано Библией.
Михаил Баск писал(а):Для протестанта соло скриптура вполне естественна. Ведь протестант спасён по вере в Иисуса Христа, точка, вопрос о спасении закрыт. Посему любой головоногий моллюск, нюхнувший понюшку протестантизма, запросто объявляет себя «исследователем Библии» и валит в интернет гигабайты своих религиозных прозрений типа богоугодности вегетарианства (Даниил) или уринотерапии («Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя»). Протестант спасён, поэтому безудержно солоскриптурит для личного удовольствия.
Михаил Баск писал(а): Но ведь если я называюсь христианином, это означает, что я за каждым словом Писания должен видеть распятого Спасителя. Т.е. любое ХРИСТИАНСКОЕ рассуждение должно фокусироваться на Спасении. Например, Вы приводите один из кровавых эпизодов и спрашиваете, мог ли Господь повелеть перерезать мальчиков. Ну солоскриптурщина это, жалко тратить время. Не в том вопрос, мог или не мог, а в том, чему это меня, дурака, учит, на какую дрянь в моём сердце указывает Господь, какую спасительную истину Он хочет мне открыть через этот эпизод. Тем паче, что подобных эпизодов множество. Вы же выстраиваете мысль, что дикие евреи были такой сволочью, что для них Декалог был духовной Джомолунгмой, и они лишь топтались у его подножия, тогда как мы – о, мы адепты духовного закона! Для нас моисеев закон слишком примитивен – не убивай, не блуди, суббота ещё эта еврейская… У нас и без субботы в храмах волшебные доски миром текут, ящики с магическими костяшками от любой беды помогают, и на небе если что свои люди имеются. Осталось только старому козлу Осипову обломать рога, чтобы своей ересью не наводил тень на нашу сплошную субботу. Много на себя берёт. Вот Андрюха Кураев свой в доску, правая рука, от него никаких ересей не услышишь.
Бывает и от Кураева услышишь - он тоже человек. Если уже говорить об Осипове, то Кураев ведь ученик Осипова и называет его самым любимым своим профессором. Это - одна школа - Московская Духовная Академия. Но, брат Михаил, при всём моём уважении к МДА давайте говорить честно - ведь это не вся Церковь. И даже не вся Русская Православная Церковь. Есть ведь в России и Санкт-Петербург, и Валаам, и Оптина Пустынь. Не секрет, что после революции в Москве и Питере почти всех перебили, а кого не перебили, так сослали подальше. И сделали только себе хуже - появились школы в Новосибирске, Алма-Ате, Караганде. Но и это не вся Церковь. Есть Киевская Духовная Академия. Есть Почаев. А есть богословы на Афоне - это уже и не РПЦ. Только если мы будем слушать голос всей Церкви, а не одного Осипова или даже всей МДА, мы будем близки к Преданию.
А то, что ветхозаветные иудеи были действительно дикие, я думаю, спорить не стоит. Наше общество при всей своей развращенности не поощряет приношение детей в жертву. Для нас это дико. А для них это было нормально.
Михаил Баск писал(а): Не хочу Вас огорчать, но, простите, душеспасительного в описанном Вами «соблюдении воскресения» видно очень мало. Не я, а Вы пишите, что в Вашу замечательную церковь приходят только негодные людишки, не желающие правильно «соблюдать воскресение», а тех, кого Вы согласны считать «православными», их совсем немного. Я не вижу, как тут уклониться от вывода, что «соблюдение воскресения» либо является препоной для большинства, либо очевидным образом КУЛЬТИВИРУЕТ ГОРДЫНЮ у меньшинства.
Либо-либо... Вы служили в Армии? Я служил, много чему научился. За 2 года больше, чем за всю предыдущую жизнь. В Армии есть 4 Устава. Выполнение требований Уставов не культивирует гордыню и не является препоной для службы. Наоборот - уставы написаны кровью, без них нет армии. Церковь по замыслу Господа - это не дом отдыха. Господь вышел на войну. Каждого, кто дерзнул встать в Его Армию, начинают атаковать бесы. Это знает каждый нормальный верующий. Пока жил как все - сатана знал, что душа у него в кармане, и не трогал. Начал спасаться - начинаются нападки со всех сторон. И здесь нет другого выхода, как соблюдать всё то, чему учит Церковь. Минимум я вам изложил. Если меньше - будет не Армия, а колхоз или дом отдыха.
Не препоной является соблюдение воскресенья, а совершенной необходимостью. Исповедоваться нужно не реже 1 раза в неделю (монахи исповедуются каждый день или даже по несколько раз в день). Грехи делом - это скорее исключение. А вот грехи словом или помышлениями - их за день столько набегает, что уже есть что исповедовать. Если не исповедоваться каждую неделю, то вот тут-то как раз культивируется гордыня и духовная лень. Молитва, исповедь и Причастие - вот три главных чуда в Церкви. Опять же - воскресная школа. Пропустил - упустил что-то важное.
Михаил Баск писал(а): Мне думается, что Вы где-то чувствуете свою неправоту, иначе не злобствовали бы так на ту женщину, которая выбрала субботу. Право, как можно осуждать человека, который видит пользу для своей души в субботних благословениях? Ну да, Вы насолоскриптурили обоснований, что-де и Христос субботу не соблюдал (а Господином субботы называл себя из озорства?), и апостолы-де её для себя отменили. Простите, это трёп в духе Андрюхи Кураева, которого мы с женой слушаем и плюёмся. Декалог начертан Самим Богом, и поэтому НЕ МЕНЕЕ ясно и недвусмысленно должен быть изменён. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Неужели Вы до того протестант, что не можете отказаться от страсти к солоскриптуре?
Вы забываете о том, что у меня есть опыт субботства около 2 лет - как служба в Армии. У меня есть что сравнивать. И у женщины тоже есть. Я же писал, что из православия она ушла в основном из-за исповеди. Легко "исповедовать" свои грехи на воздух. А вы попробуйте человеку. Даже не так, как было заведено в первые века христианства, когда выходили и громко рассказывали при всех о своих проступках. Просто рассказать священнику о том, что ты смотрел порнушку - уже нужно сделать над собой усилия. А если такое уже раньше было и обещал исправиться и не делать, но сделал - ещё большее усилие. Но именно усилием Царство Небесное и берётся и грехи пожигаются стыдом. Когда в следующий раз возникнет соблазн посмотреть порнушку, вспомнишь о том, что в субботу нужно будет всё рассказывать - и соблазн как ветром сдуло.
Я не злобствую на эту женщину, вам показалось. Она сама себя наказала. Отказалась от исповеди взамен на субботу - ну чтож, черти ей её грехи после смерти прочтут и потащат душу в пекло.
Декалог начертан самим Богом - согласен. Также не менее ясно и недвусмысленно он отменён: [Лк.16:16] "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него". [Мф.9:16] "И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже". Христос пришёл не выполнить закон, а именно исполнить - то есть сделать полным, совершенным то, что было неполным, несовершенным - плотским ("Конец закона - Христос"). И Он это делает в Нагорной проповеди. Обратите внимание, она есть только у Матфея, который писал Евангелия для иудеев. Остальные евангелисты не заостряют внимание на Декалоге вообще, потому что Декалог давался ТОЛЬКО иудеям да и то на время - от исхода из рабства египетского до пришествия Христа. Не нравится вам Кураев - охотно верю. Кураев не причислен к лику святых, в Церкви он - дьякон (нижняя ступень священства) и даже не претендует на роль старца. А есть настоящий старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), почивший в 2006 году (т.е. наш современник) и в святости которого никто не сомневается. У него есть замечательная книга "Опыт построения исповеди по десяти заповедям". Есть архимандрит Рафаил (Карелин), который также подробно разбирает Декалог в книге "Умение умирать или искусство жить". Это не Кураев и не Осипов, это элита церковной практики. Вот вам небольшой фрагмент из толкования 4-й заповеди отцом Рафаилом:
Слово "суббота" означает "покой". Но только в Боге может обретать истинный покой душа человека. На земле и в сердце, где царит грех, где бушуют страсти, не может быть действительного покоя. Ветхозаветные праотцы и пророки обретали покой совести в исполнении заповедей и закона, но истинного покоя и избавления от греха и богообщения в Духе Святом они ещё не имели. Поэтому ветхозаветная суббота служила прообразом, как бы тенью того небесного покоя, который открыл людям Господь через Свое распятие и воскресение. Этот покой - возможность для творения участвовать в жизни своего Творца, это со-бытие с Божеством как выход из своей ограниченности и приобщение Его абсолютным совершенством.
Для ветхозаветных иудеев суббота была покоем статики, некой "неподвижности", отрешением от внешних дел и внутренних забот. Для христиан покой воскресенья - это динамичный покой, выход из круговорота повседневных дел в жизнь духа. В душевном плане 4-я заповедь говорит нам об обретении сердечного покоя как о преодолении внутренних противоречий. Человеческая душа по своей сущности христианка. В реальном же своём состоянии она представляет собой арену нивидимой борьбы светлых и тёмных сил. В исполнении евангельских заповедей душа вновь находит себя. Поэтому только в жизни по заповедям душа обретает полный покой, только через исполнение их устраняются внутренние противоречия. Нарушение заповедей, жизнь по стихиям мира и его понятиям - это мучительные диссонансы человеческой души. Покой, который открыло Евангелие - это гармония душевных сил и гармония самой души с Богом.
Итак, в душевном плане суббота - это исполнение евангельских заповедей, через которые, словно через окна, вливается в душу небесный свет.
В духовном плане покой духа - это совоскресение со Христом. Само Таинство Крещения знаменует собой смерть и воскресение: смерть как конец владычества над человеком греха и страстей и воскресение из мёртвых как пробуждение духа и обращение его к Богу - своему началу. Душа должна покорить себя духу, а дух - покорить себя Богу. Покой духа - это пребывание его в свете благодати. Взор духа, устремлённого к Богу, - это внутренняя молитва, творимая в глубине человеческого сердца, где пребывает дух. И в этом, духовном плане исполнение субботы есть труд над приобретением непрестанной молитвы, труд, в котором душа находит истинную радость и покой в Боге.
Суббота, раскрывшаяся в воскресном дне, освящает все дни недели, а Иисусова молитва - образ воскресного дня как отблеск Крестной Жертвы и луч вечной Пасхи - освещает и преображает всю жизнь христианина.
Как видите, брат Михаил, отец Рафаил вообще даже не рассуждает о плотском исполнении этой заповеди (чтобы отдохнул раб и осёл).
Михаил Баск писал(а): Возможно, я слишком мало думал над написанным Вами, возможно, это во мне адвентистское упрямство говорит, но в любом случае я не хочу, чтобы у Вас осталась какая-то обида на написанное тут.
А вы тут ничего обидного и не написали. А думали вы действительно мало. Я потратил пару лет на то, чтобы тщательно исследовать этот вопрос. Сегодня я могу сказать совершенно определённо - не знают адвентисты, что такое суббота по духу. Ошибка кроется в толковании [Откр.14:12] "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса". Хотя в одном предложении увязаны заповеди и Иисус Христос, адвентисты ошибочно подставляяют вместо "заповеди Божии" слово "Декалог". На самом деле речь идёт о выполнении не плотских заповедей, а заповедей евангельских. Ни одна из плотских заповедей не обещала не только святость ("здесь терпение святых"), а даже блаженства при земной жизни. Наградой за исполнение заповедей была беззаботная жизнь по плоти на земле обетованной: [Втор.28:1] "Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли" и не более. Наказанием за неисполнение являлись опять-таки плотские неприятности - лишение земли обетованной, болезни, неурожай, рабство и др. О том, что придёт конец этим заповедям предупредил сам Моисей: [Втор.18:15] "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте". Блаженство и вход в Царствие Небесное открывает Иисус Христос в заповедях блаженства - Нагорной проповеди. Он есть и Господин Субботы: [Гал.3:27] "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись", [Гал.5:24-25] "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - на таковых нет закона. Плоть вместе с плотскими заповедями пригвождается ко кресту и больше не вспоминается: [Кол.2:14,16] "истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой - нибудь праздник, или новомесячие, или субботу".
И, наконец, итог всего. Соблюдене субботы по плоти - это безусловно, хорошо. Раб и осёл должны отдыхать. Трудоголики ничем не лучше алкоголиков - и то, и другое есть идолопоклонство. Для тех, кто жестоковыен как ветхозаветный иудей, соблюдение плотских заповедей - шаг вперёд. Для тех, кто вошёл в духовную субботу и непрестанно разбивает младенцев (зарождающиеся греховные помыслы) о камень Иисусовой молитвы возврат к закону Моисея - отступление назад.
