«Святые мощи»… Одно из многочисленных чудес церковников, которое в течение многих столетий служило, а нередко служит и по сегодняшний день, средством самого бессовестного обмана верующих.
Служители христианской религии утверждают, что наряду с богом существует множество святых, одаренных всевышним способностью совершать чудеса, покровительствовать верующим, влиять на жизнь людей. И не только, мол, святые, но и их посмертные останки - мощи, которые якобы не тлеют, не разлагаются, и различные предметы, принадлежавшие святым при жизни, - реликвии, обладают чудодейственной силой. Достаточно прикоснуться к ним, чтобы получить исцеление от недуга, достаточно помолиться возле них, чтобы исполнилось сокровенное желание верующего. Один из христианских богословов в своем сочинении «О нетлении святых мощей» так писал об этом церковном чуде: «Тела некоторых людей, свято живших на земле, мы видим сияющими, нетленными целые века… Это поразительное явление нельзя не признать чудом, убеждающим нас в святости и божественности христианской религии. Нетление святых мощей нельзя иначе объяснить как непосредственным действием силы божьей. Как всемогущий бог производит это нетление?.. Этого слабый ум человеческий постигнуть не может».
Наука, давно разоблачившая чудеса церковников, раскрыла секрет и этого чуда. Христианская церковь прибегала к помощи святых и их нетленных мощей уже на заре своего существования для того, чтобы вытеснить массу языческих богов, почитавшихся древними народами. Большинство христианских святых - это просто-напросто выдумка служителей церкви. А для того чтобы убедить верующих, что святые угодники действительно некогда существовали, духовенство начало фабриковать их мощи, объявляя нетленность останков доказательством того, что умерший человек был святым. Стоило только обнаружить где-нибудь сохранившиеся в силу определенных естественных условий человеческие останки, как церковники заявляли, что они принадлежат тому или иному святому, придумывали ему биографию - «житие», устанавливали мощи в одном из монастырей и объявляли их чудотворными. Так появились мощи таких популярных святых, как Николай Чудотворец, Илья Пророк, Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель и др. Поскольку поклонение этим святым приносило церкви огромные доходы, духовенство не останавливалось перед тем, чтобы сфабриковать несколько экземпляров их мощей. Так, например, мощи Георгия Победоносца имелись в 30 разных городах, Иоанна Крестителя - в 10 местах. У Андрея Первозванного насчитано 5 туловищ, 6 голов и 17 рук. В разных монастырях под видом мощей святого Антония и сейчас хранится 2 туловища, 8 голов и 6 рук. Два тела святой Анны хранятся во Франции, третье в Иерусалиме. В Германии верующим показывают три ее головы, в Италии еще одну голову. Уже сам факт существования нескольких экземпляров и останков одного и того же святого достаточен для того, чтобы убедить любого здравомыслящего человека в том, что здесь налицо обман. И тем не менее церковники продолжают убеждать, что все эти мощи подлинные.
Известно, например, что через несколько десятилетий после того, как на месте нынешней Киево-Печерской лавры был в XI в. основан Печерский монастырь, монахи, жившие в этой обители, решили перенести останки своих собратьев, похороненных раньше на монастырском кладбище, и тут обнаружилось, что трупы давно умерших людей не разложились, а высохли, превратились в мумии. Монахи сразу же начали распространять слухи о «промысле божьем», они заявили, что бог сохранил нетленными тела их братьев за, их святые дела, и объявили умерших святыми. На самом же деле никакого чуда в монастыре не произошло. В том, что тела умерших людей хорошо сохранились, не было ничего сверхъестественного.
Как известно, в обычных условиях тела умерших людей и животных подвергаются разложению. Оно вызывается особыми гнилостными бактериями. Эти бактерии, как и всякое живое существо, нуждаются в определенных условиях для своего существования. К этим условиям относится в первую очередь известная температура, наличие атмосферного воздуха и наличие влаги. Если же таких условий нет, то бактерии перестают размножаться и быстро погибают, поэтому разложение животного организма замедляется, а иногда и вовсе прекращается: происходит естественная мумификация трупов животных. Например, на севере, где температура воздуха очень низкая, или на юге, при постоянной высокой температуре и отсутствии влаги, тела умерших людей и животных могут сохраняться, не разлагаясь, довольно долгое время. Таких мумифицированных останков животных организмов неисчислимое множество, но ведь нелепо только поэтому объявлять их святыми.
В новое время церковь нередко прибегает к искусственной мумификации останков вновь провозглашенных святых. Так, например, труп святой Бернадетты в Невере (Франция) сохраняется в нетленности благодаря обработке его особыми химическими веществами.
Когда же церковникам не удавалось найти подходящие мощи для того или иного святого или сохранить их в нетленности, они прибегали к еще более бессовестному обману. В раку (гробницу) вместо мощей попросту клали чучело, накрывали его парчой и шелками и уверяли, что здесь покоятся нетленные мощи святого. И легковерные люди целовали это чучело, молились ему и надеялись, что оно ниспошлет им счастье и здоровье.
В первые годы Советской власти народ получил возможность убедиться в этом мошенничестве церковников. В 1918-1922 гг. в присутствии духовенства и народа было вскрыто несколько рак, где хранились «святые мощи». И что же там оказалось? Пусть расскажут об этом скупые строки официальных протоколов. Вот выдержки из протокола по поводу вскрытия мощей святого Тихона в Задонском монастыре:
«Когда сняли ботинок, в нем… оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.
Внутри картона… вместо мощей оказалась вата… Голень и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета… Вместо кисти правой руки оказалась перчатка, в которую вложен был картон, остальное пространство набито ватой…
Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и всевозможных тряпок, увязанных марлей…»
Широким почитанием у православных верующих пользуется святой Сергий Радонежский. В Троице-Сергиевскую лавру, где находится рака с его мощами, и в наши дни стекается немало паломников, которые надеются исцелиться от недугов, помолившись у останков святого. Больные, увечные с благоговением подходят к раке с мощами и ждут чуда. Но чуда нет. Да и как оно может быть? Ведь в раке покоятся вовсе не нетленные мощи…
В апреле 1919 г. в присутствии верующих и представителей трудящихся состоялось вскрытие мощей Сергия Радонежского, к которым в течение многих лет совершалось паломничество религиозных людей. В протоколе вскрытия мощей об этом говорится так:
«…Председатель Сергиевского исполкома г-н Ванханен предлагает духовенству приступить к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы - зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров, черный, бархатный - с головы, в ногах черная лента - пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке… Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим покровом. Фигура в голубом, голова в черном. С головы снимают шапочку, с шеи - бинт фиолетовый, затем голубой… По снятии шапочки с головы виден человеческий череп… Возле черепа справа виден первый шейный позвонок… Иона поднимает испепелившуюся ткань… нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева от черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль. Видны отдельные позвонки, правая берцовая, бедренная кости целы, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися… Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет…»
Присутствующие при вскрытии представители духовенства наместник Лавры Кронид, иеромонах Вячеслав, а также члены Духовного собора вынуждены были признать, что в раке не оказалось нетленных мощей. Так был разоблачен вековой обман православного духовенства.
А вот выдержки из другого протокола, составленного комиссией по вскрытию мощей Софийского собора в Новгороде. Это вскрытие производилось 3 апреля 1919 г., также в присутствии духовенства и большого количества народа.
«…В раке князя Владимира комиссия обнаружила груду черных костей, тряпок, трухи, череп, расколовшийся на 2 половины. Никакого сходства с человеческим скелетом груда не имеет. На костях нижних конечностей останки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков».
Когда в 1919 г. произошло вскрытие мощей святого Кирилла Новоезерского, то обнаружилось, что под дорогими парчовыми покрывалами в месте захоронения мощей лежала… обыкновенная ватная кукла. Такая же кукла, только сделанная из воска, была обнаружена в раке, где покоились, по утверждению служителей церкви, останки Александра Свирского. Подобными оказались и мощи Митрофана Воронежского, Евфросинии Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского, Елисея Сумского и многих других святых. Вот чему в течение сотен лет поклонялись люди, вот чьей милости и покровительства пытались они добиться щедрыми дарами и пожертвованиями!
Целям религиозного одурманивания людей служат и различные реликвии. Самые обыкновенные предметы, вещи церковники делают объектом поклонения верующих, объявляя их принадлежащими Иисусу Христу, богородице, святым угодникам и обладающими поэтому чудодейственной силой. Эти реликвии выставлялись в храмах, монастырях. Они привлекали к себе массы богомольцев. Все это давало церковникам колоссальные доходы.
Христианская церковь имеет большой опыт в деле фабрикации реликвий. В христианских храмах можно встретить самые удивительные реликвии: части тела святых угодников, бутылочки молока богородицы, хвост осла, везшего мессию в Иерусалим, предметы одежды Христа, терновый венец и кровь спасителя и даже коробочки со вздохом Иисуса. В уже упоминавшейся Киево-Печерской лавре после революции была открыта целая фабрика по производству «священных» реликвий.
Прочитав нашу заметку, кое-кто, быть может, скажет: «Допустим, все, что здесь сказано, правильно. Но чем же тогда объяснить действительно имеющие место факты исцеления от болезней в так называемых святых местах?»
Случаи таких исцелений современная наука позволяет объяснить совершенно естественным образом. Дело в том, что «чудесному исцелению» поддаются болезни, возникшие на нервной почве, т. е. в результате сильного нервного потрясения или самовнушения и внушения; например, параличи, язвы, немота, глухота и слепота, если они не результат физического повреждения соответствующих органов, и многие другие заболевания. Исцеление от них объясняется, конечно, не чудодейственной силой мощей, реликвий или «святого» источника. Оно научно объясняется процессами, происходящими в центральной нервной системе человека под влиянием религиозного экстаза, слепой веры во всемогущество бога и неистового самовнушения. Случаи такого исцеления прекрасно описаны великим французским писателем Э. Золя в романе «Лурд». Однако никто не может назвать случая, чтобы в «святых» местах отрастали ампутированные руки и ноги, появлялся выбитый глаз и т. п. Хотя, казалось бы, для сверхъестественных сил не должно быть никакой разницы между исцелением, например, «бесноватого» и безногого. Значит, дело здесь не в сверхъестественном вмешательстве, а во вполне объяснимых наукой природных явлениях. Современная медицина уже давно успешно пользуется внушением для лечения ряда считавшихся ранее неизлечимыми нервных заболеваний.
Кстати, научные методы лечения, основанные на знании законов высшей нервной деятельности, никогда не приводят к вредным последствиям, как это бывает порой при попытках исцелиться у «святых» мест.
Пусть же задумаются люди, верящие еще в различные чудеса, над подлинной историей мощей святых угодников, пусть задумаются над происхождением церковных реликвий, и им станет ясно, что они являются жертвами самого бесстыдного обмана.