Об агонии христианского образования
Добавлено: Вт фев 01, 2011 1:22 am
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ ИЛИ ПРИЗНАНИЕ КОМИССАРА ПОЛИЦИИ ПРОКУРОРУ РЕСПУБЛИКИ
«…всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни».
Леонардо да Винчи
В последние месяцы в российских протестантских СМИ, включая, разумеется, электронные, появляется все больше статей, посвященных кризисному положению христианского образования на постсоветском пространстве. Авторы многочисленных публикаций пытаются разобраться в причинах низкого качества самого его содержания, карикатурного менеджмента, хронического недобора студентов, невостребованности выпускников поместными церквами и т. п. Некоторые из них предлагают, казалось бы, разумные варианты выхода из очевидного тупика.
Ясно, что к этим публикациям абсолютно глухи те, кто нынче «рулит» образованием в больших и малых деноминациях, равно как и преданные им до гробовой доски ректоры, проректоры и т.п. С высоты своего величия и непогрешимого, как правило, ДВРовского авторитета они - разве что от скуки - иногда все же позволяют себе услышать шибко грамотных «мосек», которые не играют никакой заметной роли в «церковной политике». Именно поэтому на трижды официознейших сайтах, в том числе – заведомо провальных семинарий, колледжей, институтов, академий и университетов, появляются бодренькие реляции о полном благополучии в образовательной сфере.
Именно по этой причине (я - не о «моськах», а, скорее, - о свиньях, перед которыми не стоит метать бисер!) у меня не было никакого желания подробно анализировать ситуацию. Но недавнее интервью национального директора Toronto Christian Mission (ТСМ) по России Алексея Вениаминовича Федичкина, данное им одному уважаемому протестантскому порталу, все же сподвигнуло меня на реплику, которая отчасти дополнит анализ того кошмара, в котором нынче пребывает христианское образование. Из содержания интервью следует, что означенный господин давненько трудится на педагогической стезе и, в частности, в некоем Институте обучения Христианских служителей из России и стран Восточной Европы, основанном ТСМ (TCM International Institute).
Вроде бы вполне здраво, а самое главное, честно Алексей Федичкин провозглашает, что «…к обучению в российских школах были допущены люди, к тому не подготовленные, не проявившие должных духовных качеств, не постигшие евангельских основ. Если пристально посмотреть сегодня на существующие школы в России, то можно увидеть не более десятка, которые дают глубокое систематическое образование. Но и среди этих школ нет, наверное, ни одной, которая способна самостоятельно заниматься богословскими исследованиями. В России ни одна школа не готовит докторов богословия. Для более глубокого богословского образования не достаточно нашей внутренней российской базы. И нашим российским школам конечно, приходится пользоваться возможностями западных школ… У нас еще нет своего написанного богословия, у нас недостаточно даже переведенных серьезных богословских трудов, которые имеются во всем мире» http://www.protestant.ru/news/interview/?id=5108.
С этим трудно не согласиться даже при всей стилистической корявости формулировок. Недоумение вызывают другие пассажи «национального директора» ТСМ.
Итак, «перл» первый:
«Никогда не думал что буду каким-то образом вовлечен в такую сферу (образования – Прим. Авт.). Для меня в детстве учить уроки как заставляли преподаватели, было всегда не интересно. Я помню, как прочитывал все учебники с начала до последней страницы еще в сентябре, как только их выдавали в школе. Я думал, что мой метод более правильный, надо быстрее все прочесть и будешь все знать. Библию, например, первый раз я прочел всего за 20 дней».
Отменно! Оказывается, у руля христианского образования в России стоят люди, которых во времена их «босоногого» детства «заставляли» учиться! То бишь – «рулят» нынче в «институтах и «семинариях» вчерашние или позавчерашние двоечники и троечники! Вот это номер! Те самые, которые – если и хотели «все знать» - то, не прилагая к этому никаких усилий. Уточним вывод: христианским образованием в России зачастую руководят люди с менталитетом школьных двоечников, а то и шалунов.
Это настораживает, не так ли?
«Перл» второй»:
«Но чем больше я учился, тем больше я понимал простую истину. Сами по себе знания мало что дают человеку, более важное значение имеет способность применять полученные знания в жизни, в работе, в служении».
Супер! Алексей Федичкин все-таки учился! И даже к «мудрому» выводу в результате учебы пришел: Важны не знания, а их применение! Только вот «мудрость» эта на самом деле – глупость. Еще Леонардо да Винчи писал о заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки: «Увлекающиеся практикой без науки – словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории»[1].
Вывод: лидеры христианского образования в России убеждены в том, что знания «не так важны, как применение оных», стало быть, знания позволительны в качестве… «необходимого зла» или «требования времени».
«Перл третий»- псевдоблагочестивый, приторный до тошноты и лукавый до невозможности: «Посвященность служителя не зависит от уровня его образования. Надо просто свои стремления, желания привести в соответствие с миссией которую возложил на нас Иисус Христос. Не каждый может оставить все и пойти исполнять Божью волю, посвятить себя Богу, Иисус смог. Те служители, которые смогли оставить все ради Христа – всегда будут успешными, так говорит Библия. Но на этом нельзя останавливаться. Иисус говорил, что надо исследовать Писание. Изучать Слово Божие надо добросовестно, не время от времени, не факультативно, а постоянно. Я считаю, что получение любого образования без посвящености – пустая трата сил и времени. Но посвященность служению ведет служителя к необходимости развиваться, учиться. Формы обучения могут быть различными, цель – достигать большей посвященности Господу.
Вывод: по мнению, г-на Федичкина, образование не всегда влияет на посвященность, а - посему оно вторично, так сказать – для общего развития, чтобы служителей совсем уж за диких не считали! Тем не менее, любому преподавателю известны чрезвычайно «посвященные», так сказать - «духовные» студенты, и при этом… абсолютно необучаемые. Не случайно же в протестантской среде ходит присказка: «Пастыря учить, что мертвого лечить!»
«Перл четвертый»:
«У нас еще…естественно, нет и высоко образованной профессуры, которая уже в нескольких поколениях живет на Западе. И получить все это просто невозможно без участия образования, которое освоено на Западе».
А вот это откровенная неправда! Высоко квалифицированных преподавателей-христиан достаточно! Только их методично выдавливают из духовных учебных заведений или, как правило, временно используют в качестве «совместителей». Вместо «проффи» ректоры и проректоры предпочитают ставить за академическую кафедру бывших выпускников с комплексом бывших студентов, людей во всех отношениях «проверенных», которые более управляемы, чем «строптивые интеллектуалы», пусть и христианские! Ежу понятно, что крокодиловы слезы из-за «дефицита» толковых кадров могут до поры-до времени обеспечить поток финансовых вливаний из-за границы, якобы для взращивания будущих теологов, историков Церкви и т. п. Короче, как говаривал великий комбинатор Остап Бендер: «Заграница нам поможет!» Это и есть вывод из четвертого довольно безграмотного «перла» г-на Федичкина.
И напоследок, угощаю Вас, утомившийся читатель, пятым «перлом» «национального директора» ТСМ. От этого изречения веет дремучим педагогическим невежеством одного из «столпов» христианского образования в России. Рекламируя TCM International Institute, Алексей Федичкин заявляет: «Обучение российских граждан в ТСМ ничем не отличается от обучения граждан из других стран. ТСМ не делает различий ни по национальным, ни по физическим или другим индивидуальным особенностям служителей различных стран и народов». Вот это да! Оказывается, при обучении в международном христианском учебном заведении, во всяком случае, по словам Алексея Вениаминовича, пренебрегают инкультурацией, манкируют индивидуальными особенностями студентов, физиологией и т. п. Очень педагогично!
Разумеется, я далек от мысли, что все до одного организаторы христианского образования в бывшем СССР одинаковы.
Однако интервью А.В. Федичкина свидетельствует о вполне явственной и, увы, печальной тенденции… Очень похоже на то, что христианское образование в его протестантской версии агонизирует, ибо им заправляют зачастую некомпетентные, по сути дела, случайные – пусть и «самые духовные» в мире! – люди.
[1] Леонардо да Винчи. Суждения. М., 2006. С.160.
Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор
Духовной Академии Содружества Евангельских
Христиан России (СЕХР)
«…всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни».
Леонардо да Винчи
В последние месяцы в российских протестантских СМИ, включая, разумеется, электронные, появляется все больше статей, посвященных кризисному положению христианского образования на постсоветском пространстве. Авторы многочисленных публикаций пытаются разобраться в причинах низкого качества самого его содержания, карикатурного менеджмента, хронического недобора студентов, невостребованности выпускников поместными церквами и т. п. Некоторые из них предлагают, казалось бы, разумные варианты выхода из очевидного тупика.
Ясно, что к этим публикациям абсолютно глухи те, кто нынче «рулит» образованием в больших и малых деноминациях, равно как и преданные им до гробовой доски ректоры, проректоры и т.п. С высоты своего величия и непогрешимого, как правило, ДВРовского авторитета они - разве что от скуки - иногда все же позволяют себе услышать шибко грамотных «мосек», которые не играют никакой заметной роли в «церковной политике». Именно поэтому на трижды официознейших сайтах, в том числе – заведомо провальных семинарий, колледжей, институтов, академий и университетов, появляются бодренькие реляции о полном благополучии в образовательной сфере.
Именно по этой причине (я - не о «моськах», а, скорее, - о свиньях, перед которыми не стоит метать бисер!) у меня не было никакого желания подробно анализировать ситуацию. Но недавнее интервью национального директора Toronto Christian Mission (ТСМ) по России Алексея Вениаминовича Федичкина, данное им одному уважаемому протестантскому порталу, все же сподвигнуло меня на реплику, которая отчасти дополнит анализ того кошмара, в котором нынче пребывает христианское образование. Из содержания интервью следует, что означенный господин давненько трудится на педагогической стезе и, в частности, в некоем Институте обучения Христианских служителей из России и стран Восточной Европы, основанном ТСМ (TCM International Institute).
Вроде бы вполне здраво, а самое главное, честно Алексей Федичкин провозглашает, что «…к обучению в российских школах были допущены люди, к тому не подготовленные, не проявившие должных духовных качеств, не постигшие евангельских основ. Если пристально посмотреть сегодня на существующие школы в России, то можно увидеть не более десятка, которые дают глубокое систематическое образование. Но и среди этих школ нет, наверное, ни одной, которая способна самостоятельно заниматься богословскими исследованиями. В России ни одна школа не готовит докторов богословия. Для более глубокого богословского образования не достаточно нашей внутренней российской базы. И нашим российским школам конечно, приходится пользоваться возможностями западных школ… У нас еще нет своего написанного богословия, у нас недостаточно даже переведенных серьезных богословских трудов, которые имеются во всем мире» http://www.protestant.ru/news/interview/?id=5108.
С этим трудно не согласиться даже при всей стилистической корявости формулировок. Недоумение вызывают другие пассажи «национального директора» ТСМ.
Итак, «перл» первый:
«Никогда не думал что буду каким-то образом вовлечен в такую сферу (образования – Прим. Авт.). Для меня в детстве учить уроки как заставляли преподаватели, было всегда не интересно. Я помню, как прочитывал все учебники с начала до последней страницы еще в сентябре, как только их выдавали в школе. Я думал, что мой метод более правильный, надо быстрее все прочесть и будешь все знать. Библию, например, первый раз я прочел всего за 20 дней».
Отменно! Оказывается, у руля христианского образования в России стоят люди, которых во времена их «босоногого» детства «заставляли» учиться! То бишь – «рулят» нынче в «институтах и «семинариях» вчерашние или позавчерашние двоечники и троечники! Вот это номер! Те самые, которые – если и хотели «все знать» - то, не прилагая к этому никаких усилий. Уточним вывод: христианским образованием в России зачастую руководят люди с менталитетом школьных двоечников, а то и шалунов.
Это настораживает, не так ли?
«Перл» второй»:
«Но чем больше я учился, тем больше я понимал простую истину. Сами по себе знания мало что дают человеку, более важное значение имеет способность применять полученные знания в жизни, в работе, в служении».
Супер! Алексей Федичкин все-таки учился! И даже к «мудрому» выводу в результате учебы пришел: Важны не знания, а их применение! Только вот «мудрость» эта на самом деле – глупость. Еще Леонардо да Винчи писал о заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки: «Увлекающиеся практикой без науки – словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории»[1].
Вывод: лидеры христианского образования в России убеждены в том, что знания «не так важны, как применение оных», стало быть, знания позволительны в качестве… «необходимого зла» или «требования времени».
«Перл третий»- псевдоблагочестивый, приторный до тошноты и лукавый до невозможности: «Посвященность служителя не зависит от уровня его образования. Надо просто свои стремления, желания привести в соответствие с миссией которую возложил на нас Иисус Христос. Не каждый может оставить все и пойти исполнять Божью волю, посвятить себя Богу, Иисус смог. Те служители, которые смогли оставить все ради Христа – всегда будут успешными, так говорит Библия. Но на этом нельзя останавливаться. Иисус говорил, что надо исследовать Писание. Изучать Слово Божие надо добросовестно, не время от времени, не факультативно, а постоянно. Я считаю, что получение любого образования без посвящености – пустая трата сил и времени. Но посвященность служению ведет служителя к необходимости развиваться, учиться. Формы обучения могут быть различными, цель – достигать большей посвященности Господу.
Вывод: по мнению, г-на Федичкина, образование не всегда влияет на посвященность, а - посему оно вторично, так сказать – для общего развития, чтобы служителей совсем уж за диких не считали! Тем не менее, любому преподавателю известны чрезвычайно «посвященные», так сказать - «духовные» студенты, и при этом… абсолютно необучаемые. Не случайно же в протестантской среде ходит присказка: «Пастыря учить, что мертвого лечить!»
«Перл четвертый»:
«У нас еще…естественно, нет и высоко образованной профессуры, которая уже в нескольких поколениях живет на Западе. И получить все это просто невозможно без участия образования, которое освоено на Западе».
А вот это откровенная неправда! Высоко квалифицированных преподавателей-христиан достаточно! Только их методично выдавливают из духовных учебных заведений или, как правило, временно используют в качестве «совместителей». Вместо «проффи» ректоры и проректоры предпочитают ставить за академическую кафедру бывших выпускников с комплексом бывших студентов, людей во всех отношениях «проверенных», которые более управляемы, чем «строптивые интеллектуалы», пусть и христианские! Ежу понятно, что крокодиловы слезы из-за «дефицита» толковых кадров могут до поры-до времени обеспечить поток финансовых вливаний из-за границы, якобы для взращивания будущих теологов, историков Церкви и т. п. Короче, как говаривал великий комбинатор Остап Бендер: «Заграница нам поможет!» Это и есть вывод из четвертого довольно безграмотного «перла» г-на Федичкина.
И напоследок, угощаю Вас, утомившийся читатель, пятым «перлом» «национального директора» ТСМ. От этого изречения веет дремучим педагогическим невежеством одного из «столпов» христианского образования в России. Рекламируя TCM International Institute, Алексей Федичкин заявляет: «Обучение российских граждан в ТСМ ничем не отличается от обучения граждан из других стран. ТСМ не делает различий ни по национальным, ни по физическим или другим индивидуальным особенностям служителей различных стран и народов». Вот это да! Оказывается, при обучении в международном христианском учебном заведении, во всяком случае, по словам Алексея Вениаминовича, пренебрегают инкультурацией, манкируют индивидуальными особенностями студентов, физиологией и т. п. Очень педагогично!
Разумеется, я далек от мысли, что все до одного организаторы христианского образования в бывшем СССР одинаковы.
Однако интервью А.В. Федичкина свидетельствует о вполне явственной и, увы, печальной тенденции… Очень похоже на то, что христианское образование в его протестантской версии агонизирует, ибо им заправляют зачастую некомпетентные, по сути дела, случайные – пусть и «самые духовные» в мире! – люди.
[1] Леонардо да Винчи. Суждения. М., 2006. С.160.
Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор
Духовной Академии Содружества Евангельских
Христиан России (СЕХР)