Трудиться физически человек стал вынужден только после грехопадения, когда он утратил подобие Божие. Тогда Бог и объяснил Адаму, чего тот лишился: [
Быт.3:19] "
в поте лица твоего будешь есть хлеб". До того Адам и Ева, созданные по образу и подобию Бога, были предназначены как раз для умственного труда: [
Быт.1:26] "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и
да владычествуют они над..." Сам Бог, будучи Духом, физически не работает, поэтому нелогично было бы считать, что умственный труд является греховным.
Главным же критерием праведного труда является вовсе не честность и не моральные нормы, поскольку эти понятия сугубо человеческие, а не Божьи, т.е. субъктивны. Само слово "труд" имеет тот же корень, что и "трудно", "трудности". Т.е. труд - это преодоление себя, усилие над собой. Он может быть и физическим, и умственным, и духовным. Пост - это труд. Молитва - труд. Всё труд, что трудно, т.е. сопровождается усилием: [
Лк.16:16] "Царствие благовествуется, и всякий усилием входит в него". И в тоже время не всякий труд бывает праведным: [
1 Кор.6:9] "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?" Труд может всего лишь удовлетворять потребности плотского человека, поэтому Спаситель и говорит: [
Мф.6:31] "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?" не в том плане, что не надо для тела трудиться (хоть физически, хоть умственно), а в том, что прежде всего труд должен быть духовным.