Вероучение о Спасении изложено в нашем адвенстистском катехизисе под названием «В начале было Слово», раздел «Учение о Спасении», главы 8, 9, 10. Его особенность хорошо видна по цитате из гл.9, раздел «Необходимость смерти Иисуса»:
Искупительная смерть Иисуса Христа стала для любящего Бога моральной и юридической необходимостью в целях поддержания Его справедливости и праведности.
Иначе говоря, учение о Спасении носит юридический характер, т.е. Спасение понимается в терминах преступления и наказания, а именно: ЗАКОН требует смерти грешника («возмездие за грех – смерть»), проблема же в том, чтобы СПАСТИ грешника от наказания и притом не допустить нарушения закона. Как сказано там же на абзац выше, «просто Бог нашёл способ даровать прощение кающемуся грешнику». Упомянутый «способ» состоит в том, что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор.5.19). Бог покрывает грехи человека праведностью Христа, даёт прощение, оправдание, очищение – и, заметим, всё это не зависит от каких-либо трудов и усилий человека.
Исток юридического подхода к пониманию Спасения содержится в Ветхом завете. Когда ветхозаветный еврей нуждался в очищении от греха, он брал барашка, исповедовал грех и резал барашка. Это было ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНА, причём для разных ситуаций закон предусматривал разные процедуры. Следовательно, можно говорить, что «ветхозаветное спасение» действительно имело юридический характер, так как именно закон давал грешнику право на прощение, когда грешник поступал по закону.
Если уподоблять Христа как Агнца Божьего жертвенным агнцам Ветхого Завета, вполне логично проецировать на «новозаветное спасение» юридизм Ветхого завета. Что и сделано в «Учение о спасении», благо, «юридическая» трактовка слов Нового Завета сложности не составляет. Одной фразой наше учение можно сформулировать так: «Принявший верою искупительную Жертву получает прощение, оправдание, очищение, уверенность в спасении и освящение посредством совершенной праведности Христа, в силу чего он становится пригодным для вечности». Тут, однако, возникает закономерный вопрос – что требуется от человека, что он должен сделать, какие усилия приложить, чтобы эта формула начала действовать? На это у нас есть исчерпывающий ответ: «Спасение по вере».
Итак, Спасение не определяется какими-либо усилиями человека. Нужна только вера. Правда, 2000 лет христианства привили мысль, что Спасение требует хоть какой-то аскезы, подвига. Надо сказать, тут адвентизм весьма удачно предлагает «аскетику-лайт», которую можно кратко выразить тремя словами – суббота, свинина, десятина. А для желающих «изнурять плоть» есть пресловутая «реформа здоровья» в виде вегетарианства и иже с им.
В чём же дефект “спасения по адвентистски”? Можно указать два аспекта – практический и теоретический. В «Адвентистском Вестнике» N4 за 2007 год есть интервью М.С.Зозулина, одного из старейших пасторов. Он говорит, что по причине плохой работы пасторов церковь слабеет, что общины превращаются в «клубы по интересам». Возразить нечего. Но отсюда следует, что приведённая выше формула НЕ РАБОТАЕТ. Никакого «богопроизвольного» освящения не происходит, если всё сводить к спасению по вере.
С точки зрения теории картина не лучше, поскольку уподоблять Христа ветхозаветным барашкам нет никаких оснований. На самом деле Писание не уподобляет, а ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ Христа ветхозаветной системе жертвоприношений. Это отлично видно из слов Иисуса, что «всякий грех и хула простятся человекам». С фарисейской точки зрения сие есть прямое покушение на «закон и пророков», так как никакой богохульник, убийца, прелюбодей НЕ ИМЕЛ ПРАВА НА ПРОЩЕНИЕ. Кровью агнцев смывались грехи, совершённые неумышленно - по незнанию, по ошибке… Строго говоря, «ветхозаветные грехи» и не грехи вовсе. Во Христе же прощение открывается тем, кто НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ПРАВА НА ПРОЩЕНИЕ по юридическим меркам Ветхого завета.
Обратите внимание на этот принципиальный момент: в Ветхом Завете право на прощение указано в законе, т.е. прощение там есть продукт юридической системы. В Новом Завете никакого «ПРАВА НА ПРОЩЕНИЕ» нет и в помине! Следовательно, городить под Спасением юридические подпорки на ветхозаветный лад абсолютно неверно.
Итак, есть веские основания говорить об адвентистском учении о Спасении как о ЛОЖНОМ, ОШИБОЧНОМ.
Что отсюда следует? Ничего хорошего. Учение о спасении существеннейшим образом влияет на жизнь церкви. Если учить, что Спасение уже совершено и нужно только в это верить, религиозная жизнь сводится к субботе, свинине и десятине. То есть если человек исправно ходит в церковь, исправно жертвует и даже не ест свинину, он является утверждённым в истине адвентистом. При этом он может быть хвастуном, карьеристом, лицемером, сплетником… – это нисколько не мешает ему быть хоть пастором. Не удивительно, что общины мало-помалу превращаются в клубы, причём «ветхий человек» (выражение ап.Павла) чувствует себя в таком клубе как дома. К примеру, урок субботней школы о «радости и оптимизме». Кроме прочего, там рассказано о человеке, исцелившимся от некой болезни тем, что смотрел юмористические передачи по ящику, а в промежутках читал анекдоты. «Ветхий человек» в восторге! Долой унылого апостола Иоанна с его «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Иоан2.15). Смейтесь и веселитесь с миром, ЛЕЧИТЕСЬ МИРОМ… Указанный урок вовсе не исключение. Цель субботней школы на II квартал 2010 года так и сформулирована: «Помочь нам наслаждаться в этой жизни всем доступным сегодня “шаломом”». Клубу «ветхих человеков» в самый раз. Клубу совершенно не нужно помнить, что “многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деян.14.22). Но церковь обязана и помнить, и учить. Однако при нынешнем «Учении о Спасении» оно действительно ни к чему…
Буду рад видеть уничтожающую критику.