Я, например, пытаясь найти в Библии значение выражения «святой дух» (он же - «дух Божий») ориентировался на контекст Библии.
Почему? Потому что у выражения «святой дух» - множество значений: это может быть и чем-то, и кем-то, исходящим от Бога. Но всегда - несущим и отражающим Божью точку зрения на всё.
И выяснил, что оно иногда может быть применимо, например:
а) к самому Богу как к духовной Личности -
Деян.1:16, 28:25, когда речь идёт о том, что Бог, пользуясь устами Своих пророков, сообщил через них то-то и то-то; Бог есть Дух, к тому же - святой, поэтому ничего удивительного нет в том, что иногда контекст говорит о Духе святом как о Самом Боге Иегове.
б) к духовной личности, послушной Богу -
Евр.1:14,
Деян.8:26,29, 16:6, посылаемой к Божьим служителям, исполняющим какое-нибудь поручение Бога на земле (в противовес нечистым духам, демонам –Марк.1:26, 3:11).
Например, ангел был послан к Филиппу для того, чтобы направить его на колесницу евнуха, жаждущего понимания слова пророка Исаии. Тот же ангел в одном месте назван ангелом -
Деян. 8:26, чуть ниже он назван Духом –
Деян. 8:29.
Или, например, выражение «святой дух запретил говорить» (
Деян.16:6) - может означать, что это проделал ангел, сказав каким-то образом проповедникам о том, что здесь не стОит пока что говорить о Христе и, направив их туда, где стОит.
Подобные тексты сложно истолковывать однозначно, то ли это ангел помогает, то ли сверхъестественное внутреннее чутьё силы святого духа, но ясно одно: Бог каким-то образом даёт знать Своим служителям на земле понять, что Он от них ожидает (к чему христианина побуждает святой дух)
в) к чудодейственной силе Бога, отождествляемой с силой дуновения, ветра, при помощи которой Бог творил, например, мироздание с человеками на Земле –
Быт. 1:2,
Иер. 10:12,
Пс.32:5 или накрыл волнами моря войско фараона –
Исх.15:8,10 .
С помощью этой силы (силы перста Бога, а не силы Веельзевула) Иисус изгонял бесов – Мтф. 12:27,28,
Луки 11:20На Саула, например, желающего убить Давида, святой дух Бога чудом воздействовал так, что он не смог навредить Давиду и стал вести себя весьма странно, повинуясь тому, что проделывала с ним сила Божьего духа –
1Цар.19:18-24С помощью этой же чудодейственной силы Бог «животворит» христиан, делает из грешных людей - тех, кто будет достоин жизни вечной в Божьем мире, воздействуя на них силой Своего святого духа и формируя в них нового человека с чертами характера, присущими Божьему сыну -
Иоан 6:63,
Гал.5:22,23С помощью этой же силы некоторые христиане становятся помазанниками Бога, приобретая сверхъестественным путём особые внутренние качества и способности, которых ранее не имели (
Исх.35:31,34,
Деян.1:2, 8, 1
Иоан.2:20,22,
1Кор.2:16)
г) к внутренней сущности Божьих помазанников - если сказано о духе святом, живущем в помазанниках -
1Кор.3:16, 6:19.
Почему можно сказать, что в этих текстах речь идёт о внутренней сущности, а не о, скажем, ангеле (духе), буквально вселившемся в помазанника? Можно рассмотреть
1Кор.2:11:
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (который приняли апостолы)
но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от БогаЭтот текст разъясняет, что в человеке может образно жить дух человеческий - внутренняя сущность человека, и тогда он отражает взгляды простого смертного человека. А может жить и дух Божий - внутренняя сущность сына Божьего, и тогда человек будет отражать взгляды Божьи.
Помазание святым духом, чудом действуя в христианине, наделяет его познанием внутренней сущности сына Божьего, поэтому они и знают о себе, что являются детьми Бога и имеют ум Христов (
Рим.8:14-16,
1Кор.2:16).
д) к сообщениям пророков в Библии –
Евр.10:15,
Деян.4:25, если приводится, к примеру, цитата пророков, а перед ней сказано, что об этом, допустим, «говорит дух святой», ибо все пророки Бога находились под воздействием силы святого духа Бога, когда записывали боговдохновенные пророчества и слова Иеговы -2Петра1:21
Примерно так я нашёл о Святом Духе в Писании. Может, сгодится кому-то ещё.