Михаил Баск писал(а):Дружище Ортодокс, лучше бы вообще не гавкать, и уж тем паче не годится самочинно назначать себя ГлавГавком. Чесслово, я не могу представить себе Вас с Шерманом в Царствии Божиим – вы ж там со скуки (обгавкивать-то некого) всех святых перекусаете, так что рай сделается адом.
У нас с Sherman'ом есть практика пребывания в Царстве Божьем каждое воскресенье за Литургией. И святые присутствуют с нами, и чтобы мы не забывали об этом, есть иконостас. Опять же - мощи. Литургия не может служится без мощей, а без Литургии нет Православия.
Михаил Баск писал(а): Что же касается нашего товарища по форуму, то он, на мой взгляд, весьма достоин уважения: во-первых, ради Писания отверг свою драгоценную секту, во-вторых, я что-то не припомню с его стороны такого хамства, каким почём зря грешат липовые «хрестияне» вроде нас с Вами.
Христиане, дружище, это не те, которых мы с вами уважаем, а [
Гал.5:24]
"те, которые Христовы", для которых Божья Матерь - мать, а святые отцы - отцы, другие святые - братья и сёстры. Тело Церкви непрерывно созидается и наполняет как Небо (Церковь торжествующая), так и землю (Церковь воинствующая). А вот у Геры с этим большие проблемы. Не думаю, что Гера обрадуется встрече с Девой Марией, Николаем Чудотворцем и другими святыми, которых он назвал трупняками и идолопоклонниками. Не думаю так же, что Николай Чудотворец, влепивший Арию пощёчину, обрадуется Гере. Не думаю, что Гере обрадуется пророк Илия, который как свиней заколол 850 лжепророков. Что там моё нынешнее гавканье?
Михаил Баск писал(а):Что касается Вашего ответа насчёт Достоевского, то он был вполне ожидаем. Ну сильно не любят православные давать прямые ответы на неудобные вопросы. Между тем Фёдор Михайлович явственно язвительствует в адрес почитателей мощей(вот кусочек из главы "Тлетворный дух")
Тут я полностью согласен с Sherman'ом. Дело не в "
неудобности" вопроса, а о месте Достоевского в Церкви. Достоевский - мой любимый писатель из мирских. Но Достоевский как писатель ничто по сравнению со святым праведным Иоанном Кронштадским, который так писал о мощах:
("Моя жизнь во Христе")1032. "
Как благоухают кости святых! Какие чудные ароматы мощи угодников Божиих! Сколь великое благо стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святого и с нею жизнь вечную! Что мы гоняемся за тлением? Что возлюбили смрад грехов, страстей ядоносных?"
Тем более, что в приведенном вами отрывке Достоевский явно некомпетентен. Факт нетления и благоухания мощей не вызывает никакого сомнения. Можете съездить в Псково-Печерский монастырь, где в пещерах одновременно пребывают более 14 000 (!) нетленных останков святых. Некоторые из них пребывают ещё со средних веков. Дерево не выдержало времени и рассыпалось в труху, металл окислился, а мощи сохранились. [
Пс.15:10] "
ибо Ты ... не дашь святому Твоему увидеть тление". Что с этим будем делать?
В опровержение написанного Достоевским, что невозможно проверить, я представлю недавний (2003) случай кончины нашего с Герой земляка старца схиархимандрита Зосимы, которого очень хорошо знали многие не только в нашей области, но и в России. На его похоронах была атмосфера радости вместо уныния, более 10 000 человек приехали проводить его в последний путь и все, кто прикладывался к его руке отмечали необычайную мягкость, теплоту и благоухание. Митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион сказал: "
Я думаю, он не оставил свою обитель, его присутствие я чувствую. Мы его не видим, как человека, но мы его имеем в душе. Кроме того, побывал на могилке - и чувствуешь себя заряженным добром и особенно - вразумлением, как от Старца, как от духовника. И в народе никто не говорит: "Я еду в Никольское", а говорят: "Еду к о.Зосиме".
Кому это выгодно, кого прославляют мощи - Христа или сатану - вот главный вопрос.
Михаил Баск писал(а):Так Вы говорите, что мощепочитательство есть Православный ДОГМАТ? Выходит, Достоевский хихикает над догматом? Я правильно всё понял?
Выходит, что да. Тело есть храм Святого Духа - это догмат. Этот догмат неразрывен с догматом Боговоплощения (3-й член Символа Веры) "
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася". Этот догмат гласит, что Бог стал Человеком навсегда. Соединение 2-х природ - божественной (от Святаго Духа) и человеческой (от Девы Марии) произошло "
неслитно, неизменно, [u]нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцова[/u]" (Халкидонский Символ Веры). Все, кто подобно Деве Марии стали храмом Духа Святого, не могут уже перестать быть храмом - сатана и смерть над ними не имеют власти. Собственно, в этом-то вся суть Евангелия, именно в этом радостная весть а не в том, что было в ветхом завете. Ветхозаветные люди тоже знали про воскресение мёртвых: [
Ин.11:24] "
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день", но Иисус учил другому: [
Ин.11:25-26] "
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" Жившие и умершие с верой во грядущего Спасителя (Ной, Авраам, Моисей, Давид и др.) были освобождены из ада Христом в Великую Субботу: [
1 Пет.4:6] "
Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом". Те же, кто при жизни уверовал во Христа, умереть уже не могут: [
Ин.5:24] "
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". В этом Евангелие, в этом радостная весть - смерти больше нет, ад сокрушен, князь мира сего осуждён и связан, Христос царствует с нами, Царство Его - Церковь.
Отрицание святости мощей разрушает и догмат о боговоплощении. Без мощей не может служиться Литургия. Православный храм лишь тогда храм, когда в нём есть мощи святых. Почитание мощей догматически закреплено VII Вселенским Собором: "
Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если иноки и миряне — да лишатся причащения!" Так что Достоевский ошибался.