mhagen » Вт фев 12, 2013 7:01 pm
Лютер о «свободе воли»:
«Достаточно только знать,
что у Бога есть некая
неисповедимая воля,
однако что она такое, по
какой причине и чего она
хочет - до этого ни в коем
случае доискиваться
нельзя… Бог совершает
много такого, о чём Он не
объявляет нам в Своём
слове, и желает много
такого, о чём не желает
нам объявлять в Своём
слове… Ныне нам надлежит
смотреть на Его слово и
оставить в стороне его
неисповедимую волю» (из
полной версии «О рабстве
воли» Мартина Лютера,
вошедшей в «Философские
произведения» Эразма
Роттердамского, с. 398);
«Ведь для христиан
единственное утешение во
всех несчастьях – знание
того, что Бог не лжёт, но
совершает все неизменно,
и что Его воле ничто не
может ни противостоять,
ни помешать, и ничто не в
состоянии изменить
её» (там же, с. 312);
«… это говорит Вергилий, и
в народе, как видим, не
меньше сохранилось
сознание
предопределённости и
провидения Божьего как
свидетельства самой Его
божественности» (там же, с. 311);
«Это высшая степень веры
полагать, что Он милостив,
когда Он спасает столь
немногих и столь многих
осуждает; полагать, что Он
справедлив, когда Он по
своей собственной воле
делает нас неизбежно
достойными осуждения;
когда кажется, как замечает
Эразм, что Его радуют муки
несчастных, и что Он более
достоин ненависти, чем
любви» (там же, с. 329-330) ;
«Значит, когда разум славит
Бога спасающего и
порицает Его осуждающего,
то выходит, что он славит
Бога не за то, что Он – Бог,
а за то, что Он ему удобен,
т. е. разум ищет в Боге и
славит в Нём свою
собственную выгоду, а не
Бога и то, что Ему
присуще»;
«Значит, и Бог никого не
избирает. Значит, вообще
не остаётся никакой
возможности для избрания,
а есть только свобода воли,
принимающая гнев Его или
отвергающая его. Чем же
станет у нас Бог, лишённый
силы и мудрости выбора,
как не идолом судьбы,
именем которого всё
делается случайно.
Наконец, дело дойдёт до
того, что люди окажутся
спасенными или
осужденными без ведома
Бога, Который не решил
Своим точным избранием,
кому надлежит быть
спасённым, а кому
осуждённым. Но, презрев
общую для всех кротость в
терпении и ожесточении,
забыв милосердие Своё в
обвинении и каре, Он
предоставит Своим людям
спасаться или осуждаться
по собственному желанию,
а Сам тем временем
отправится, может быть,
пировать к эфиопам, как
говорит об этом Гомер.
Такого Бога, который спит и
дозволяет кому угодно
пользоваться своей
добротой и осуждением или
злоупотреблять ими рисует
нам Аристотель» (там же, с.
427-428 );
«И надо полностью
отдаться Его божественной
мудрости, чтобы поверить
в Его справедливость, когда
нам кажется, что Он
несправедлив. Если же Его
справедливость была бы
такой, что человеческий
разум мог бы понять, что
она справедлива, то,
конечно, она не была бы
божественной, а нисколько
не отличалась бы от
человеческой
справедливости» (там же, с. 540);
«Бог направляет, и
направление – это дело не
такое сонное и вялое, как
изображает это Диатриба
[работа Эразма
Роттердамского, известная
под другим своим
названием «Свобода воли»
- Е. Я.] , но чрезвычайно
действенное деяние Божье,
и ничто не может его ни
избежать, ни изменить; оно
необходимо будет таким,
каким положил ему быть
Бог, каким вызвал Он его
силой Своей, как сказал я
об этом выше» (там же, с.
485);
«Но теперь, когда Бог,
изъяв моё спасение из
моей юрисдикции, взял его
на Себя и пообещал меня
спасти по Своей благодати
и милосердию независимо
от моего попечения об
этом или моего старания, я
спокоен и уверен, потому
что Он верный и не
обманет меня» (там же, с.
540);
«И всё, что Он сотворил
один, один Он и движет, и
ведёт, и устремляет силой
Своего всемогущества, и
этого никто не может ни
избежать, ни изменить, но
по необходимости все
этому следуют и
подчиняются, каждый в
меру своей возможности,
данной ему от Бога; всё
нечестивое тоже трудится
вместе с Богом» (там же, с.
494);
«Ведь если мы верим, что
Бог действительно все
знает и решает наперед,
тогда в Своем предвидении
и решении Он не может ни
ошибиться, ни отступиться
– ничего не может
произойти без Его воли. И
сам разум вынужден с этим
согласиться» ( там же, с.
543);
«Если не смогут спастись
все, то спасутся хотя бы те,
ради которых пришло
Слово Божье» (там же, с.
322).
https://liveinternet.ru/users/eugeneyasakov/