Страница 1 из 1

Удивительная книга «Есфирь».

СообщениеДобавлено: Ср янв 11, 2023 12:33 pm
ленапс
Удивительная книга «Есфирь».

Если спросить изучавших полную Библию, о чём эта книга, то скорее всего скажут: - о том, как Бог спас евреев от уничтожения, кто-то добавит «руками Мардохея и Есфирь». Многие скажут – нам эта "недуховная" книга ни к чему, это просто история (правдивая или выдуманная) о евреях и для евреев. Кто-то вообще не читал. Зачем читать «Ветхий Завет», тем более неканонические книги? Ведь есть «Новый Завет»... А если всё же прочесть? И не просто прочесть, а «окунуться» в происходившее? Тогда начинает открываться ГЛУБИНА.
Есфирь - послушная дочь своего народа, « внедренная» Мардохеем в царский дом, - на случай какой надобности для евреев. И вот эта надобность пришла. Евреям грозит поголовное уничтожение, И Мардохей требует, чтобы Есфирь спасла свой народ, хоть ценой своего положения и самой жизни.
И Есфирь, нарушая законы царского двора, идет к царю. Царь говорит: "Проси!» А она не просит о народе. Приглашает царя на пир и – опять! – не просит. Хотя Артаксеркс говорит «Проси... дам!». И только в ТРЕТИЙ раз открывает она уста для просьбы. Почему? Первое понимание пришло от размышления, и поставило на первое место ум Есфири.
В первый раз вступает в действие положение «царь и проситель». «Проситель» мелок, «царь» высок. «Царя» можно просить о том, что выгодно царству, законно, и не ущемит самолюбие «господина». Позиция царя уже была официально отражена в указе. И хотя царь сказал «проси», но соизмерима ли участь каких-то жалких евреев с участью твердого царского слова? Она не просит царя ни о чем, а просит мужа, мужчину, уделить ей внимание. Позиция «господин» исчезает.
Во второй раз царь доволен пиром, ему доставлено удовольствие, он чувствует себя слегка должником, и ему хочется «отплатить» Есфири. «Проси...» (украшений, слуг, развлечений) Положение «кредитор – должник». Но захочет ли «должник» дать больше, чем считает себя обязанным? Насколько ему хочется «отплатить»? Риск отказа остается. Есфирь опять ничего для себя не просит, и Артаксеркс понимает, что хотя она и старалась для него, но ей самой это приятно, она сделала это от души, он ничего ей не должен. Позиция «должник» (обязаловка) исчезает.
Третья встреча – он рад ей; рад, потому что знает: от него ничего не ждут, ничего не требуют, что ему просто рады. Взаимность. И теперь он говорит от души, не «из позиции», «Проси...» ( я просто тоже хочу, чтоб тебе было хорошо, что нужно тебе для этого?) И вот теперь она просит – человек человека! И получает просимое.
Я была восхищена умом и тактом Есфирь, и подумала, что вот - в книге Есфирь - образец того как и когда можно просить, и когда не нужно и нельзя просить, чтоб не поставить ни себя, ни другого в неловкое положение. Назидательный пример. Опять же подумала, что умная женщина сумела максимально использовать расположение мужчины к ней. Вроде бы всё «разложила по полочкам». Но почему-то опять и опять возвращалась к этой книге, как что-то недоговоренное осталось. И вот «просматриваю» её опять, просто просматриваю. «Проси» - не просит..., далее... И вдруг - как током! Да она же любит его! (это не мысль пришла, а сильнейшее ощущение, а ум выдаёт «любит» в полной растерянности). Потрясение от откровения... Успокоившись, попыталась понять, при чем здесь любовь. Ведь составитель книги Есфири вложил в её уста «ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника», т.е. царя, которому евреи её же и отдали, а ведь стала любимой «женой», - изощренная притворщица! «И лицо её было радостно, КАК БЫ исполненное любви». Ещё раз читаю, прислушиваюсь к ощущениям. Врет автор сей книги! Впрочем, прошу прощения - он ошибается, не узнав сердце Есфири.
Да, именно любовь руководила ею, а не расчет. И любовь к Артаксерксу и принадлежность к евреям. Она любила его, своего царя, своего мужа. Вот, она стоит перед царем, и царь говорит : «Проси... исполню» (дает царское слово), а она не может просить. Она чувствует, в какое положение он попадет, какая буря поднимется в его душе, и она не может... Вот первый день пира, царь доволен, «Проси – исполню». Но как просить, ведь он подумает, что она его царское достоинство купить за ласку хочет, что она не «любит, а...» (а она ведь любит и боится потерять его любовь), и она опять не может... И только когда она почувствовала его доверие к её чувствам, его уверенность, что он желанен для неё, когда он позволил себе стать не царем, а любящим человеком, когда он захотел разделить её тревоги, она сказала о своей боли. Как трудно и ему было принимать решение. Он не мог отказаться от любимой, и не мог поставить под угрозу свою власть, авторитет царского указа, ради своей любви. И он отдал право решения ей, своей любимой женщине, он отдал ей свою царскую печать, в уверенности, что она не злоупотребит его любовью и доверием,
Так оно и вышло. Умный Мардохей нашел способ и народ свой спасти, и честь и достоинство царя поддержать.
Бог есть ЛЮБОВЬ. Он не присутствует в этой книге явно, Он как бы скрыт (Есфирь). Но Он явил Себя в этих любящих людях и через любящие сердца спас соплеменников Есфири от уничтожения