Сегодня мы имеем возможность и преимущество взглянуть на текст, записанный в четвёртой главе книге Бытие , где Каин и Авель приносят дары Богу, с другой стороны. Мы попытаемся посмотреть на этот момент не как на жертвы, с которыми оба брата приходят к Богу, а как на дар, в том смысле, что Каин и Авель приходят к Богу, чтобы показать, что их труд принёс первые плоды. У Каина- на земле, у Авеля в стаде. И принесение этих даров выражало их желание разделить свою радость вместе с Господом.
Мы берём на себя смелость сделать это, т. к. язык оригинала не говорит, что это жертвы. Этого термина нет. Присутствует термин "минха". Он может быть использован как "дар", "подарок". Это же самое слово Моисей пишет и в главе 32:14 и 18 . Иаков делает "минху"- "подарок" Исаву.
Так же и в 43:11- "от плодов земли взять и сделать подарок" . Одним словом, вариант того, что в четвёртой главе книге Бытие повествуется о подарке -как выражении радости и благодарности, которую хотели разделить оба брата с Господом. А не о жертвах, которые они хотели принести. Эта мысль имеет силу ещё по одной причине. Термин "минха"- это термин для обозначения "чего-то бескровного", того, что не убивают, проливая кровь, а дарят. Книга Левит об этом говорит. Поэтому подарок Авеля не был запланирован на убиение и пролитие крови. И он не может быть истолкован как прообраз распятого Христа, а как образ благодарности, разделённой с Ним радости. Дальнейшее повествование четвёртой главы говорит о том, что есть два вида радости: одна как хвастовство, другая как благодарность тому, что Бог даровал силы воспользоваться возможностью и проявить своё творческое начало. И это один из первых уроков мудрости, которые Господь даёт на первых страницах Писания. Вот, вкратце, суть данного отрывка и той вести, которая в нём помещена.
Далее, ещё интереснее. В диалоге с Каином Господь говорит следующие слова.
Синодальный перевод не смог выразить мысль, к сожалению. Бог говорит Каину:
если склоняешься к добру, то Ты будешь прощён, если не склоняешься к добру в жизни, то грех лежит у входа (он с Тобой), к тебе влечение его, но Ты сможешь с ним справиться (иметь власть над ним) . Т.е. речь не об опущенном лице идёт. Слово "наса" кроме значения " поднимать" имеет значение "прощать". Интересно то, что в обоих из равиннских переводов- Давида Йосифона и издания Сончино слово "наса" переведено как "прощён будешь", а не синодальное "о поднятии лица".
Следуя данному варианту текста, становится очевидным одна важная деталь: прощение человека (в данном случае Каина) происходит без пролития крови. Для прощения Богу не нужна ни жертва, ни чья-то кровь. Дело - в желании самого человека изменить свою жизнь и практиковать её в добре. Бог рисует Каину перспективу его жизни в русле добра.
К вышесказанному хочется добавить немного того, что поможет нам на практике в нашей повседневной жизни черпать мудрость из разобранного нами выше отрывка.
Немного раннее, во второй главе Быт. Бог селит человека в Эдеме и приглашает его к труду:
"работать и хранить Эдемский сад" (15 стих) . Т.е. проявлять себя в действиях, которые поддерживали бы порядок и чистоту в Эдеме. В третьей главе, после инцидента со змеем, Бог, не меня ничего
в направлении деятельности человека, подчёркивает, что жизнь вне Эдема продолжается, и деятельность человека не претерпевает изменений: первая семья уходит из Эдема, «чтобы возделывать землю» (23 стих) . И далее, в нашем отрывке из четвёртой главы мы видим детей Адама и Евы, которые занимаются этой деятельностью - они проводят часть своего жизненного времени за работой. В лице этого молодого поколения мы видим как проявляются две тенденции, которые приводят к серьёзным последствиям. Серьёзность ситуации настолько велика, что Бог сам присутствует здесь, чтобы разрешить её. Разговор человека «лицом к лицу с Богом» довольно редкое явление на страницах Писания. И каждый подобный случай не просто уникален, но он ещё и подчёркивает неординарность ситуации, в которой оказывается какой-то конкретный человек (а вместе с ним и все те, ещё неродившиеся люди будущих поколений, кто в грядущих веках пойдёт по этой же дороге и переступит ту же самую черту, над которой Каин лишь ещё поднял ногу для шага в никуда). Итак, Бог проявляет себя настолько явно и быстро, и это показывает, как мы уже отметили выше, неординарность ситуации и беспромедлительность реакции Бога для спасения, в нашем случае, Каина. Что же это за ситуация и какие две тенденции открывает нам текст? Оба брата занимаются на первый взгляд тем, что не может не вызывать симпатии и одобрения: они трудятся честно, каждый на своём поприще. Оба тратят на это свои силы и время. Оба выражают себя через свой труд. Однако за внешним благополучием живёт и развивается трагедия. И эта трагедия начинает проявляет себя в тот момент, когда Каин и Авель сталкиваются с тем, что мы называем «итоговая оценка». События этого момента обнажают внутреннюю мотивацию обоих братьев. Каин был старшим братом, он использует это право и первым приходит за оценкой своей работы к Богу. Авель- вторым. Авель не торопится переступить через брата. В будущем потомок Авеля (Иаков) делает наоборот- он переступает через старшего брата и первым предстаёт пред Господом для получения награды. Но это будет спустя века, а в наших событиях книги Бытие младший брат уважает права старшего и нисколько не страдает от того, что он «второй», а не «первый». Это говорит нам и о том, что для Авеля было важным другое. Что именно? Чтобы он и его Небесный Отец могли бы вместе провести время и порадоваться тому, как чудесно окружающий Авеля мир откликается на ласку и заботу человеческой руки. Авель не приходит к Богу за «оценкой его труда», он знает, что то, что он делает, идёт в созвучии поручения, полученного ещё его родителями в Эдеме - «работать и хранить Землю» . Он не использует свой труд для того, чтобы утвердиться в своей семье в частности и в следующих поколениях в целом. Он трудится потому, что это укрепляет мир в гармонии и порядке. Каин же трудится по другим мотивам. Это видно по тому, как развивается ситуация. Всё то, что было скрыто внутри его сознания от постороннего взгляда, в этот момент становится видимым. Действия Бога не вызывают у него той радости, на которую он настраивался всё то время, когда трудился на своём участке земли. Текст говорит нам, что ему стало очень досадно. Он настраивался на большее. Что же такого произошло на самом деле? Неужели Бог был таким невнимательным к Каину? Трудно представить, чтобы Господь сухо отвернул свой взгляд от того дара, который Каин принёс и остался без тени участия к труду своего сына Каина, а при виде плодов труда Авеля Он стал выражать восторг и лучиться радостью. Такой ход мыслей свойственен детскому восприятию мира. Который всеми силами души желает получить кусочек «послаще и побольше» за свои старания и послушание своим родителям. Бог не провоцировал Каина на обиду или депрессию. Это не Его почерк и не Его стиль построения отношений с человеком. Тогда что на самом деле произошло? Конечно, мы не присутствовали с вами в тот момент, когда те события происходили. Всё, что у нас есть - это текст, записанный Моисеем. Однако детали самого текста помогают нам в общих чертах восстановить суть трагедии. Можно совершать один и тот же труд, выполняя поручение Господне и при этом иметь разную мотивацию и ожидания. И как следствие иметь разную ценность самого труда. Ни для кого из нас не секрет, что Бог одинаково относится к каждому человеку. Он не выделяет ни кого и не делает кого-то более любимым, а кого-то менее. С кем-то щедр на похвалу, а с кем-то скуп. Нет лестницы особенности отношений, на ступенях которой Господь расставлял бы человеческое общество. Однако Каин рассчитывал на что-то другое. Его не устраивал факт равного отношения Бога к «его дарам» и «дарам его брата». Оценивая свой труд и труд Авеля, он полагал, что его труд заслуживает большей оценки, большего восторга со стороны Бога и большего уважения. Равная похвала для Каина была воспринята им как пощёчина. Для него это означало одно: Бог не принял моих даров и мой труд. Ведь его не выделили, не подняли выше, а оставили на уровне заслуг брата. И в этот момент мотивация всей череды его предыдущих действий стала понятна. Она обрела реальные контуры. Весь труд его последних дней жизни пущен под откос. В Новом Завете Иисус озвучивает это состояние притчей о работниках. Одни работали весь день, а другие несколько часов, но плату получили и те и другие равную. И этот факт ввёл проработавших весь день в состояние, которое мы можем назвать именем «Каина»- состояние Каина.
Что характеризует это состояние и самих тех, кто имеет туже мотивацию в своих трудах, что имел и Каин? Как это состояние проявляет себя в повседневной жизни?
Любое действие, которое человек, имеющих данную мотивацию совершает - направлено на желание быть замеченным и оцененным- с одной стороны. С другой – присутствие того, для чего человек придумал довольно точный термин «зависть», т.е. неспособности радоваться успехам кого-то другого.
Именно в клешнях этих двух явлений и находится данная личность. Обе эти клешни давят на человека ежедневно, поднимают или рушат его настроение, делая его уязвимым для внутренней стабильности. Постоянное сравнение своих успехов и чужих, оценка собственных достижений с другими делаются уже автоматически с постоянной настойчивостью. Человеческий облик постепенно покидает личность, трансформируя её в подобие прогноза погоды на день: утром тихо, к обеду пасмурно, а вечером дождь и кто его знает что ещё... Такого человека нельзя назвать ленивым, как раз наоборот, он может всё время что-то делать, забивая свой дневной график разными делами и видами деятельности. Каин занимается возделыванием полей, это то дело, которое требует много сил и умений. Но каким бы безобидным не было его занятие (сеяние, полив, рыхление и т.п.), если оно вдохновлено честолюбием и желанием самоутвердиться через него, то даже самое безобидное приобретает уже иные черты и название. Мы видим насколько сильная внутренняя борьба захватывает мирного по своей профессии земледельца, что в конце концов Каин приходит к выводу: или я или Авель. Вместе нам не жить под одним солнцем. Чувства начинают делать свою чёрную работу: раздражение, неприязнь и обида доводят его до безумия. Человек, идущий на поводу своих чувств, непредсказуем по тому злу, которое он может причинить этому миру. Именно в этот момент Бог идёт на личную встречу к Каину. Он не посылает ни ангела, ни кого-то из членов семьи Каина, для того, чтобы поговорить с ним о случившемся. Господь сам приходит для этой беседы. Он понимает трудность, в которой оказался Каин. В третьей главе книги Бытье мы видим момент вторжения зла на нашу планету. Оно вошло в сознание человека и стало его частью. И вот новое поколение людей рождается на нашей планете, неся это зло в себе. Каин первым из семье Адама проходит через такой серьёзный кризис. Его психика в первый раз испытывает такое напряжение, а сознание работает в русле зла, которое промывает в нём новый фарватер для дальнейших решений и поступков. И вот Создатель и Каин наедине. Мы не слышим ни одного слова упрёка или чтения нотаций со стороны Бога. Эта беседа как нельзя лучше характеризует Отцовские качества нашего Создателя. Для тех, кому это важно, не могли не заметить той любви, с которой Создатель ведёт беседу, с желанием остановить ногу Каина, занесенную над чертой, которую мы выше уже выразили как черту «в никуда». В седьмом тексте четвёртой главы мы читаем то успокоение и тепло, с которой Бог общается с таким нелюбимым для многих из нас персонажем как Каин. Приход Творца обозначил для потерявшего покой Каина мысль - Я рядом с тобой и путь к возвращению покоя никто не закрывал от тебя: «если склоняешься к добру…» . Другими словами: со злом внутри себя не нужно вести битву, не нужно и паниковать. Нужно переключить своё сознание, а вследствие этого и свои действия, на обретения опыта в добре, т.е. того, на что мы все и были сотворены. «Ибо мы - Его творение, созданы …на добрые дела». (Еф. 2:10) . Опыт добра и то удовольствие, которое ты будешь получать от данной деятельности будут формировать внутри тебя нового человека. Рана в сознании залечится. Закон любви Божьей в действии, которым держится вся Вселенная, будет держать и тебя в твоей в жизни в любой ситуации как эта или подобная ей. Творец подчёркивает, что это единственный путь когда «над грехом можно господствовать» . Единственное, что необходимо – это сделать выбор. В своей беседе Бог не проявляет ни обиды, ни раздражения. Он сам спокоен и распространяет свой покой на всех, кому этот покой дорог. Мы знаем какой выбор сделал Каин и какое горе он принёс в наш мир. Путь Божий не стал путём Каина. Выбор был сделан. Он посвятил свою жизнь той пустоте, в которой и прожил до конца дней.
Два брата жили в одной семье, питались с одного стола, смотрели со стороны на один и тот же Эдемский сад, из которого их родители вышли некоторое время назад. Всё у них было общим, кроме жизненной позиции. Один искал своего - другой пользы делу мира. Позиция одного укрепляла его в ненависти к миру, позиция другого - к любви. Оба были активными, работали и выражали себя своим трудом. История Каина и Авеля- это история, по своему значению, стоящая над временем. Она повторяется в каждом поколении. Каждый из нас, начиная с детства, чем-то занимается, что-то делает и через это себя реализует. Вопрос в том: что мы стремимся реализовать своими делами? И какую позицию ими мы укрепляем - Каина или Авеля. Если нас расстраивает, что нас не похвалили или не отметили в чём-то, то не нужно быть особо умным, чтобы увидеть в себе профиль Каина. Если мы не способны радоваться успехам других и чьим-то рывкам вперёд , то ответ - так же очевиден. С другой стороны, если всё, что мы делаем - мы делаем, не ища своего, то мы похожи на младшего брата- Авеля, кто был счастлив от того, что он и его Небесный Отец вместе могли бы провести время и порадоваться тому, как чудесно окружающий нас мир (семья, община, природа) откликаются на ласку и заботу человеческой мысли и руки, сеющей семена Божьей Любви, той Любви, что не ищет своего.
Господь пришёл к Каину до того, как тот преступил черту человеческого облика. Авель ещё был жив, Каин ещё не создал семью. Поэтому ещё никто не пострадал от выбора Каина. Бог пришёл к своему сыну как Отец, не обвиняя и не упрекая. Падение Каина как и падение любого из нас является горем для нашего Создателя. По этой причине Он и побудил Моисея записать данную историю в Священном Писании, сохранил эту книгу через тысячелетия, чтобы каждый, кто начинает свой жизненный путь, ещё с детства мог бы избрать себе то направление в жизни, которое способствовало бы сохранению в нём образа того человека, которого Господь поселил в прекрасном Эдемском саду.
А что может быть прекраснее этого – не только называться, но и быть настоящим человеком?
Выбор, совершаемый нами сегодня, определяет каждый день нашей оставшейся жизни.