«На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится»…
Дан.8:14.
Считается, что в этом тексте идет речь о небесном святилище. Также утверждается, что осквернен небесный чертог Господа будет в 457 году до н.э., а его очищение произойдет в 1844. Нам представляют обширные работы по изучению соответствия земной и небесной храмовой символики, истолкования видений о зверях Даниила и Иоанна, а также историко-математические обоснования пророческих лет. Считается, что семьдесят седмин, или четыреста девяносто лет, отведенные для Израиля, входят в общее число 2300-летнего пророческого периода, на протяжении которого святыня будет находиться в осквернении. Нам предстоит выяснить, о какой святыне идет речь, что на самом деле означают слова об ее осквернении, когда и кем она будет очищена, а также значение для нас всех этих вопросов.
Пророчество о семидесяти седминах достаточно хорошо известно и изучено. И все же, в контексте изучения вопроса о святилище, мы должны коснуться одного малоизвестного аспекта данной темы. Речь идет о молитве Даниила, вначале рассматриваемой нами 9-й главы.
16 Господи! по всей правде Твоей да
отвратится гнев Твой и негодование Твое от града
Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за
грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим
и народ Твой в поругании у всех, окружающих
нас.
Библия: Книга пророка Даниила (Дан), гл.9.
Вот в чем заключалась просьба Данила к Богу. Он просит отвратить поругание от Иерусалима – града Божьего и святой горы Его. Быть может, кому-то такая просьба еврея к Богу кажется естественной, но давайте не будем спешить с выводами.
Итак, в 521 году до н.э. Даниил исчислил по Книге Иеремии, что вавилонскому плену Израиля, определенному у Бога в семьдесят лет, уже пора окончиться. Здесь, пожалуй, мы должны учитывать одну особенность Книги Даниила. В компоновке ее глав нарушен хронологический порядок. Кто это сделал и с какой целью – мне неизвестно. Очевидно одно – шестая и девятая главы описывают события более поздние, и, соответственно, в хронологическом порядке должны бы были располагаться в самом конце книги: после десятой, одиннадцатой и двенадцатой глав. Приходим к этому выводу на основании слов самого пророка, датирующего свои видения из девятой главы временами царя Дария I. Этот царь пришел к власти, согласно энциклопедическим источникам, в 521 г. до н.э. В то время как остальные главы были записаны (или получены) Даниилом при царях более ранних: Навухудоносоре, Валтасаре и Кире Великом.
Отметим, что одиннадцатая глава, являющаяся продолжением десятой и, соответственно увиденная Даниилом в то же время, описывает события, имеющие место через сто лет. Вот начало гл.10: «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу…», т.е. в 536 г. до н.э. В начале же одиннадцатой главы Говорящий с Даниилом сообщает ему, что с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой. И здесь речь идет о Дарии II, как видим из дальнейшего текста, т.к. именно после этого царя, правившего с 423 по 404 гг., восстали для Персии три царя (Артаксеркс II, Артаксеркс III, Арс) и затем четвертый, последний (Дарий III) персидский царь, погибший в результате вторжения Александра Македонского.
Именно со времен Дария II начинает свое повествование о дальнейшей мировой истории, Говоривший с Даниилом Муж. Повествование, содержащее в себе пророчество о 2300-х вечерах и утрах. Что это значит? Это значит то, что пророчество о вечерах и утрах должно получить свой отсчет только после 423 года до нашей эры, в противном случае оно выходило бы за рамки полученного Даниилом видения. Также мы выяснили, что данное видение было получено Даниилом до (!) видения о семидесяти седминах.
Другими словами, молясь Господу о восстановлении Иерусалима, Даниил знал о 2300-х вечерах и утрах, об осквернении святыни, о малом роге и т.д. И видение о семидесяти седминах стало последним, полученным Даниилом и записанным в его книгу. К этому времени Даниил уже знал о будущем угнетении святых Всевышнего, о суде над четвертым зверем, казни и сожжении его тела. Даниил видел и воцарение Сына Человеческого и получение Им власти над всей поднебесной вовеки, он видел новое царство, которое не разрушится. Как же, в таком случае, объяснить тот факт, что единственной просьбой Даниила к Богу была просьба о восстановлении Иерусалимского храма? Почему он считал это место таким важным, при том, что ему были известны события, перекрывающие собой Второе Пришествие Христа? Возможно это мы, сегодняшние верующие, чего-то не знаем или не хотим знать?
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога
нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей
земли гора Сион; на северной стороне ее город
великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник:
5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и
обратились в бегство;
7 страх объял их там и мука, как у женщин в
родах;
8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские
корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде
Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит
его на веки.
Библия: Псалтирь (Пс), пс.47.
Не слишком ли рано мы списали со счетов «град Бога нашего», который Он утвердит «на веки»? Что такого важного было в этой постройке, которая, как сегодня многие говорят, мало чем отличалась от языческих храмов? И самое важное: будет ли она иметь какое-либо значение в будущем?
68 …а избрал колено Иудино, гору Сион,
которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как
землю, утвердил его навек…
Библия: Псалтирь (Пс), пс.77.
Любопытно, не правда ли? И подобных текстов в Библии можно найти множество.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во
славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не
презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и
поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей,
с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить
сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и
хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства
для служения Господу.
Библия: Псалтирь (Пс), пс.101.
Из этого библейского текста мы видим весть для поколения грядущего, весть о том, что в Иерусалиме будет возвещаться Имя Господа, и произойдет это тогда, когда для служения Богу соберутся все народы. Вот, о чем Даниил просил Господа. Он надеялся на то, что евреи, вернувшись в свою землю и восстановив Иерусалимский храм, запустят процесс покорения Богом всей земли. Да, поставив на земле престол Всемогущего Бога, евреи вполне могли начать ее освящение и подчинение народов Его закону. Вероятно, такого мнения и придерживался Даниил. Однако на деле все выглядело иначе.
Основываясь на законе Моисея, Даниил исходил из достаточности храмовой службы для снятия греха с мира. Сегодня известно, что это не так. Мы знаем о священнике по чину Мелхиседека, пребывающем вовек, и принесшим однажды Свою кровь за грехи всех. Кровь тельцов и козлов была лишь тенью, прообразом лучшей Жертвы, принявшей смерть вместо Своих последователей. Собственно об этом и поведал пророку Гавриил, посланный донести ему ответ на его молитву.
Что же говорит о святилище и об Иерусалиме Даниилу небесный посланец?
26 И по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос, и не будет; а город
и святилище разрушены будут народом вождя,
который придет, и конец его будет как от
наводнения, и до конца войны будут опустошения.
Библия: Книга пророка Даниила (Дан), гл.9.
Наводнение, постигшее народ вождя можно посмотреть в любой энциклопедии в статье «Великое переселение народов». Об этом не нужно много говорить, ведь тот факт, что это римляне разрушили святой город и святилище, никем не оспаривается. Можем ли мы назвать это событие датой постановления мерзости запустения?
Безусловно, ведь именно так данное событие и характеризуется в Книге Даниила.
27 И утвердит завет для многих одна седмина,
а в половине седмины прекратится жертва и
приношение, и на крыле святилища будет
мерзость запустения, и окончательная
предопределенная гибель постигнет
опустошителя".
Библия: Книга пророка Даниила (Дан), гл.9.
Мы можем заключить с абсолютной уверенностью, что 2300 лет мерзости запустения на святом месте должны исчисляться лишь по истечении семидесяти седмин. Убеждаемся в этом, читая следующие слова Христа.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения,
реченную через пророка Даниила, стоящую на
святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Библия: Евангелие от Матфея (Мф), гл.24.
Во времена Иисуса мерзость запустения еще не была видна. Иначе Господь выразился бы по-другому. Евангелист Лука уточняет данное предупреждение Христа, снабжая его более точным указанием.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный
войсками, тогда знайте, что приблизилось
запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
и кто в городе, выходи из него; и кто в
окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да
исполнится все написанное.
Библия: Евангелие от Луки (Лк), гл.21.
Иосиф Флавий так описывает события, происходившие в Иерусалиме во время осады римлянами.
«
1. Бедствия Иерусалима с каждым днем становились ужаснее; но они только сильнее возбуждали мятежников и делали их все более свирепыми, ибо голод похищал теперь свои жертвы не только из народа, но и из их собственной среды. Бесчисленные трупы, сваленные кучами в самом городе, представляли страшное зрелище, распространяли чумоносный запах и даже мешали воинам в их вылазках: точно на поле сражения, после кровавого боя, они в своих наступлениях должны были переступать чрез тела мертвых. Но ступая на трупы, они не испыты­вали ни страха, ни жалости и не задумывались даже о том, что в этом поругании умерших кроется грозное предзнаменование для них самих. С руками, оскверненными братоубийством, они вступали в бой с чужими, как будто хотели этим—мне, по крайней мере, так кажется—бросить вызов Божеству за то, что оно так долго медлит наказанием. Ибо давно уже перестала воодушевлять их к войне надежда на победу—ее место заменило отчаяние".
К счастью христиан там не было. Они покинули гибнущий город и разошлись по всей Римской империи, имея приведенное постановление Христа. Эти новозаветные тексты дают нам ключ к пониманию пророчества о 2300 вечерах и утрах из Книги Даниила – «…да исполнится все написанное». Иисус, как и Даниил, называет разрушение Иерусалима мерзостью запустения, стоящей на святом месте. Дата этого события точно известна – это 70 год н.э. Прибавив к этой дате 2300 лет, получаем 2370 год – поистине отдаленные времена!
26 Видение же о вечере и утре, о котором
сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо
оно относится к отдаленным временам".
Библия: Книга пророка Даниила (Дан), гл.8.
Даниилу было поведано о четырех зверях, они же – части истукана из четырех металлов, он видел суд над ними, Пришествие Сына Человеческого и царство святых Всевышнего, но видение о вечере и утре ему повелели скрыть - «ибо оно относится к отдаленным временам»! Возможно ли, что очищение Иерусалима произойдет после всех этих событий, причем довольно нескоро? Задаваясь этим вопросом, находим последние восемь (!) глав Книги Иезекииля. Иезекииль описывает видение храма, который некогда будет стоять в земле Израилевой «на весьма высокой горе». Описание Мужа, Говорившего с Иезекиилем идентично Говорившему с Даниилом, что наводит на определенные выводы. В первых словах 40-й главы Муж подчеркивает особую важность видения храма. Об этом же свидетельствует столь подробная детализация, сопровождающая описание. Иезекиилю показаны размеры и расположение храмовых построек, предназначение помещений, отданы постановления о служителях храма. Предвидя некоторые возможные возражения, скажу, что многие вещи в видении Иезекииля не могут быть истолкованы образным языком, например указания по расположению для разделочных крюков, постановления о женах для священников и т.д.
Но вернемся к нашей теме. В числе прочего там есть следующие строки:
18 И сказал он мне: сын человеческий! так
говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к
тому дню, когда он будет сделан для приношения
на нем всесожжений и для кропления на него
кровью.
Библия: Книга пророка Иезекииля (Иез), гл.43.
Итак, у Господа назначен день, в который будет сделан жертвенник для приношения всесожжений и кропления на него кровью. Можно ли истолковать пророчество Иезекииля как уже исполнившееся? Если да, то, как объяснить глобальные перемены в устройстве Израиля, отсутствие зла и греха, отсутствие в храме Святого Святых, и даже некоторые сверхъестественные явления (напр. поток из-под порога храма)? Описанное у Иезекииля положение вещей на земле не было известно, в особенности же в Израильской земле. У нас нет другого выхода, кроме истолкования его как надежды на будущее.
А вот и описание очищения святилища.
19 Священникам от колена Левиина, которые
из племени Садока, приближающимся ко Мне,
чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай
тельца из стада волов, в жертву за грех.
20 И возьми крови его, и покропи на четыре
рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс
кругом, и так очисти его и освяти его.
21 И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги
его на назначенном месте дома вне святилища.
22 А на другой день в жертву за грех принеси
из козьего стада козла без порока, и пусть очистят
жертвенник так же, как очищали тельцом.
23 Когда же кончишь очищение, приведи из
стада волов тельца без порока и из стада овец овна
без порока;
24 и принеси их пред лице Господа; и
священники бросят на них соли, и вознесут их во
всесожжение Господу.
25 Семь дней приноси в жертву за грех по
козлу в день; также пусть приносят в жертву по
тельцу из стада волов и по овну из стада овец без
порока.
26 Семь дней они должны очищать
жертвенник и освящать его и наполнять руки
свои.
27 По окончании же сих дней, в восьмой день
и далее, священники будут возносить на
жертвеннике ваши всесожжения и
благодарственные жертвы; и Я буду милостив к
вам, говорит Господь Бог.
Библия: Книга пророка Иезекииля (Иез), гл.43.
Последние слова цитаты говорят нам о том, что жертвенник предназначен для всесожжений и благодарственных жертв. Жертва за грех и жертва повинности в этом списке отсутствует. Это возможно лишь в одном случае – если люди не будут нарушать заповеди. Иезекииль упоминает о жертве за грех, приносимой на этом жертвеннике, имеющей, судя по всему, ритуальное и символическое значение.
Рассмотрение вопросов, касающихся храма Иезекииля, может потребовать довольно большого объема. Цель же данной работы – определение конечной точки 2300 вечеров и утр – выполнена. И если приведенное предположение о времени постановления мерзости запустения верно, то очищение жертвенника в храме Иезекииля должно произойти в 2370 году, или около этого. Есть и другие версии точки отсчета мерзости запустения, стоящей на святом месте. В частности Исаак Ньютон предполагал начало ее исчисления со 130 г., когда в результате восстания Бар-Кохбы иудеи были изгнаны из Палестины, а на месте храма Господу римляне поставили храм Юпитеру. В данной же работе, за основание взяты слова Иисуса Христа о времени приблизившегося запустения, после окружения Иерусалима войсками Рима в ходе Иудейской войны, начавшейся в 66 году.
Необходимо отметить, данный подход к истолкованию Книги Даниила и Иезекииля не исключает веры в наличие небесного святилища и его значения.
Рассмотрение небесного святилища вынесено мной в отдельную тему, т.к. Храм Иезекииля не является оным.
Да пребудет с вами Господь.