В посте использованы коментарии равина Ш.Р.Гирша
Бытие(Берейшит)
Глава 1
Концепция сотворения из ничего — является фундаментальным представлением, которое Тора стремится нам сообщить. Альтернативная точка зрения исходит из того, что материя не была сотворена, а существовала вечно, и, таким образом, Б-г — не полновластный Творец, а лишь созидатель, придающий различные формы уже существующей материи. Подобная точка зрения вплоть до наших дней остается основой языческого мировоззрения.
(О сотворении мира и свободе воли ,я писал в предыдущем посте)
Она является вопиющим отрицанием свободы воли — как Б-га, так и человека. Ведь, если допустить, что материя предшествовала Творению, то отсюда следует, что Творец не в силах создать мир, который являлся бы абсолютным, совершеннейшим благом! Все, на что Он способен, — это создать наилучший из миров, какой позволяет материал, ограничивающий Его свободу. В таком случае все зло в мире окажется обязанным своим происхождением несовершенству материи, с которой имеет дело Творец, и, понятно. Он не в состоянии будет спасти мир от физического и морального зла, проистекающего из несовершенства исходного материала. А человек? Он имеет еще меньше власти над собой, над собственным телом, чем ограниченный материей Б-г. Свобода уходит из этого мира, и весь он, от Б-га до человека, отдается во власть слепого рока...
Эта мрачная концепция Б-га, мира и человека отметается первым же словом Б-жественного Учения.
— В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ Б-Г. На этот факт опирается все последующее изложение. Любая субстанция и форма всего сущего берет начало в свободной и всемогущей воле Творца.
— Б-Г. Корень этого слова является также указательным местоимением множественного числа “эти”. Он обозначает сложную, разнообразную совокупность вещей, увязанных в единое целое. В этой связи имя можно интерпретировать как “Единый, чья воля и могущество объединяет множество в одно целое”. Только благодаря Ему и в силу своей связи с Ним, разрозненные элементы универсума образуют целостность, и мир обретает единство. Итак, имя указывает на Творца, выступающего в роли единственного Властелина, Законодателя и вершителя правосудия в мире, на Его качество Верховного Судьи ( — законы, запрещающие сеять смесью семян разных видов, пахать на быке и осле, запряженных вместе, смешивать шерсть и лен в одной ткани или одной одежде и варить молоко с мясом). Все эти запреты вновь и вновь напоминают нам о “законе видов” и о Том, Кто дал нам его.
Эти постоянные напоминания побуждают нас видеть в Б-ге Законодателя также и для себя, для своего вида, стремиться, чтобы Его Закон управлял нашими влечениями и нашей энергией, чтобы и мы претворяли Его Закон в жизнь всеми своими делами. Ведь у нас много общего с растениями и животными: в нас действуют все те же виды энергии, и мы проходим те же стадии развития — рождаемся, достигаем расцвета, растем и стареем и, наконец, умираем. Однако, при всем сходстве, Б-г создал нас видом — — высшим среди всех живых существ, — людьми, а среди людей Он обособил нас по виду, избрав в качестве евреев.
Закон Б-га не начинается с евреев и не для них одних установлен. Мы подчинены ему уже тем фактом, что являемся живыми творениями; только в пределах предначертанного мы способны исполнить Его веление и призыв.
Подобно всем другим Его созданиям, мы можем реализовать индивидуальную свободу и независимость в полной мере лишь тогда, когда действуем в рамках Его Закона.
Да и вся Тора — не что иное как закон видов для человеческого существа по имени еврей.
Тот же самый закон, который управляет созданиями, лишенными свободы воли, провозглашен и для человека, и еврея, чтобы они смогли принять его по собственной воле, поставить над своими порывами и страстями, подчинить ему всю силу и энергию и направить на его исполнение всю свою волю. Лишь благодаря этому свободному подчинению Закону Б-га они могут привести свой высший вид ( ) к чистому и совершенному раскрытию потенции.(обратите внимание на этот фрагмент текста)
Б-гу нужны и малая былинка и могучий кедр, колос пшеницы и виноградная лоза. Всему есть место в Его мире. Каждому существу Он дал свой закон, по которому оно должно жить, не спрашивая, почему оно только былинка, а не виноградная лоза, и радостно исполняя свою роль в Б-жественном плане мироздания.
Точно так же Б-гу в Его царстве нужны и евреи, и неевреи. И те, и другие должны реализовать свое призвание — ведь замысел Б-га может быть исполнен только тогда, когда каждый с радостью и до конца исполнит возложенное на него Б-гом, будет следовать Его Закону
и тем самым внесет свою лепту в общее благо в соответствии с ожиданиями Всевышнего..(обратите внимание на этот фрагмент текста)
'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
20. Каждое из творений первых трех дней дублировалось впоследствии каким-либо из творений трех последующих дней. Свет, сотворенный еще в первый день, вплоть до четвертого дня не достиг в своем отношении к земле того функционального совершенства, которое было необходимо для жизни и роста всего живого на земле.
(Здесь налицо параллели с первородным грехом.Напрашивается вопрос
,,Если Бог всё творит совершенным ,то каким образом стало возможным падение Адама?,,
Ответ мы видим,в том,что Адам то действительно творится совершенным,однако совершая грех,он находился
в не завершённом состоянии подобно ,как в выше прочитанном тексте,,Свет, сотворенный еще в первый день, вплоть до четвертого дня не достиг в своем отношении к земле того функционального совершенства, которое было необходимо для жизни и роста всего живого на земле.,,
Подобно недоделанному стулу,на котором сидеть нельзя.
Именно в таком состоянии и находился Адам во время совершения греха.
Адам имея свободную волю,должен был употребить её не на познание добра и зла,а на послушание Богу.
У одного цадика,ученик спросил
,,К кому обращался Бог ,говоря,,Создадим человека,,Почему Бог говоритво множественном числе.,,
На,что цадик ответил
,,Бог ,обращается к тебе,Ты и я, ВМЕСТЕ,СОТВОРИМ ИЗ ТЕБЯ ЧЕЛОВЕКА,,
Адам наделнный свободой воли,уже в незавершённом своём состоянии участвует в своём же творении.
И с тех пор,человечество и каждая душа участвует в сотворении ,в себе человека,восхождение,
к Первообразу,к Творцу.)
Седьмой же день знаменует начало нового мира, в котором человек должен возвыситься до познания Б-га и служить Ему, осиянный духовным светом этого познания. Это, по существу, снова был “день первый” на новом, более высоком уровне. Однако он не был удвоен, не имел пары — . И только создав народ Израиля, Б-г завершил восьмую, заключительную стадию Сотворения мира. С тем духовный свет Шабата обрел, наконец, свою пару.
Адам” должен явиться в мир в роли назначенного Б-гом правителя. Мир подготовлен к приходу человека. В этом смысле можно интерпретировать употребление множественного числа (мы сделаем). Подобно этому. Творец хочет объявить миру, что его господин — человек — создан лишь для его собственного блага, во имя достижения цели, ради которой мир создан и существует.27. Б-Г СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ, ДОСТОЙНОМУ ЕГО САМОГО. Дважды повторенная эта фраза утверждает, что материальное воплощение человека, его тело, достойно Б-га. Фраза демонстрирует ту принципиальную важность, которую слово Б-га придает признанию Б-жественного достоинства, заключенного в человеческом теле. И действительно, весь Закон направлен в первую очередь не на освящение духа, а на освящение тела. Утверждение, что человеческое тело со всеми его влечениями, инстинктами и страстями было создано Б-гом ради исполнения Его велений и что это тело нужно содержать в святости, чтобы оно полностью отвечало своему Б-жественному достоинству, формирует основу всей человеческой морали.(В отличии от гностиков и античной греческой философии)
МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ СОТВОРИЛ ОН ИХ. Хотя все живые творения созданы в виде особей двух полов, об этом особо упоминается лишь когда речь заходит о человеке, чтобы подчеркнуть равную близость к Б-гу и равную уподобленность Ему мужчины и женщины. Их равенство выражено замечательным способом. А именно — переходом от единственного числа (сотворил Он его) к множественному (сотворил Он их). Единое человеческое существо, созданное по образу Б-га, было сотворено в двух полах, и лишь вместе они способны вполне выразить идею “Адама”. (мужчина) производное от (помнить), связанное с (запирать), (закрывать). Мужчина — духовный хранитель традиции и Б-жественной, и человеческой. (женщина) происходит от (определять, предназначать). Она — “предназначенная”. Только в союзе с мужчиной, присоединяясь к его усилиям, женщина обретает свое человеческое предназначение
(вспомните слова Павла.О покрытии ,женщиной головы в церкви,,мужчина находится в послушании у Бога,женщина в послушании у мужщины.)
вместе с той сферой, в которой она может его исполнить. Мужчина выбирает себе призвание; женщина принимает свое призвание от мужчины.(мужчина наделён свободной волей)
28. (плодитесь) относится к женитьбе; (размножайтесь) — к семье; (наполняйте /землю/) — к обществу; (подчиняйте ее) — к приобретению собственности.
Слово Б-га не признает разграничения жизни на сферы — “религиозную”, подчиненную Б-гу, и “светскую”, не имеющую к Нему отношения. Б-г призывает Адама исполнить человеческое предназначение, служа Ему всей своей жизнью. И в первую очередь это относится к семье и общественной жизни.
'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''