О соотношении Писания и Предания
Е.В. Зайцев, доктор богословия
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Этот доклад ,полностью,можно прочесть на странице http://www.biblestudy.ru/pub/predanie.shtml
Так,как я не согласен с мнением автора этой статьи,то излагаю свою точку зрения по этому вопросу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Следует признать, что само понятие Предания в истории христианской церкви, и Православной в том числе, подвергалось определенной эволюции. Было бы несправедливо однозначно утверждать, что раннеапостольская церковь и современное православие вкладывают в это понятие один и тот же смысл.
ОТВЕТ
Интересно,что Е.В.Зайцев имеет ввиду говоря о раннеапостольской церкви.
До 4 века не было одной церкви,существовало сотни церквей,не имеющих общего управления.
Которую из ний Зайцев считает раннеапостольской?
Есть такой анекдот.
Идёт лекция среди колхозников.Лектор достаёт один человеческий череп иговорит
это череп А.Македонского,когда ему было 10 лет.Достаёт другой череп и говорит
,,А это череп А.Македонского,когда ему было 20 лет,достаёт 3 череп и говорит,а это
череп македонского,когда ему было 30 лет.
Вопрос из зала.
-,,Господин лектор,а как может быть у одного человека три черера,,
Лектор отвечает
-,,А Вы,простите,кто будете,
-,,Дачник,,
-Ну вот и пи----- на свою дачу,а это лекция для колхозников.
Я понимаю желание Зайцева,показать заблуждение православия,на фоне якобы
чистой равноапостольской церкви,которой к стати,не существовало в природе.
Если же о говорить ,так ,то нужно говорить во множественном числе,
тоесть ,,В раннеапостолских церквях,,Только какая из них истиная?,это вопрос.
----------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Во дни Христа существовали понятия Писания и Предания, смысл которых легко можно извлечь из евангелий и апостольских посланий.
ОТВЕТ
Вообще,то во дни Христа,предание не ограничевалось,только апостольскими проповедями.
Так,как предание было раньше ,чем его записали. Сорок лет еврейский народ,пока он ходил по пустыне
был без писаний и только затем это было записано.
И было записано в очень краткой форме.Для чего предание не было записано полностью?
Писание должно трактоваться в предании церкви.Нельзя допускать,
к толкованию Писания учёных и неофитов.Они вам такого натолкуют.
Это мы видим по нашим дням,тысячи разных конфесий и каждая конфессия твердит о
своей правоте и истиности их толкования Священного Писания.
В Евангелие говорится ,,Я ,есть Бог Авраама ,Ицхака,Иякова,Бог не мёртвых,но живых,,
Что это означает,в чём заключается их жизнь.,а жизнь заключена в том ,что, то учение в не
искажённом виде, передано нынешнему поколению.Множество нынешних конфессий побуждают
задать такой вопрос,,Так,кто же является хранителем и приемником этого учения,,
Иисус Христос,так же сказал,,Создам Церковь и врата ада не одолеют её,,
,,От ныне я с Вами до скончания века,,
Если Авраам ,Ицхак ,Ияков живы до сих пор и церковь Христа жива,от создания до ныне,
То ,я готов слушать историю церкви,как она жила в 300,500,1000 в1500.году
Что могут сказать о себе адвентисты,пятидесятники,харизматы,баптисты и т.д.?
Насколько я знаю историю имеют православные и католические церкви.
----------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
В каком-то смысле "предание" становится "писанием", когда апостолы начинают записывать божественную весть. Можно с уверенностью говорить о том, что в раннеапостольской церкви существовало абсолютное единство между Писанием и Преданием.
ОТВЕТ
Опять,, раннеапостольская церковь,,Единсва не могло быть по той постой причине,что каждая община,не считая Ветхого Завета
имела различные Евангелия и различные,апостольские писания.О каком единстве может идти речь.
Что касается предания,то оно действительно в большинстве случаев было единым.Почему?,как могло произойти,
что сотни церквей имели общее придание?А всё очень просто,вместе с Ветхим Заветом,было получено и предание,
это легко установить сравнив догматику иудаизма и православия.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Начиная со второго века, в связи с угрозой многочисленных ересей, особенно гностицизма, постепенно складывается представление о предании как санкционированном способе толкования Св. Писаний. Нельзя было позволить, чтобы Писание толковалось произвольным или случайным образом.
ОТВЕТ
Значит Зайцев утверждает,что нельзя было,толковать Писание ,вне света предания.Значит тогда нельзя было,
а сейчас можно?.Сейчас нет тысячь конфесий ,ереси остались в прошлом?.
Протестанский лозунг ,,Писание толкуется ,самим Писанием,тогда был не правильным,а сейчас правилный?
Нужно учитывать,что не было единого Нового Завета,а каждая община имела свои Писания,
в том числе и гностические церкви.Лозунг ,,Писание трактуется самим Писанием ,,просто Был не мыслим,
так ,как каждая община,ссылалась бы на свои писания.Только общее предание связывало церковь Христа.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Однако представление о том, что именно Писание является богодухновенным словом Божиим, содержащим полноту истины, прослеживается у многих Отцов ранней церкви. "Я преклоняюсь перед полнотой Писания," - писал Тертуллиан еще в конце второго, начале третьего века. 5 А известный защитник ортодоксии в борьбе с арианской ересью в IV веке Афанасий Великий считал, что Писание "достаточно само по себе для различения Истины". 6 Один из каппадокийских отцов церкви Григорий Назианзинский, желая подчеркнуть, что ценность Св. Писания несоизмеримо выше всех толкований на него, вместе взятых, равно как и всех канонов церковных и постановлений, писал: "Критерием и мерой каждого положения мы делаем Св. Писание. Мы одобряем только то, что можно привести в гармонию со смыслом его текстов".
ОТВЕТ
Интересно,Зайцев цитирует богословов,которых православие считает своими,отцами церкви.
Что это желание Зайцева,показать ошибочность пути нынешнего православия?
Ну если ,Вы ссылаетесь в своей аргументации на их авторитет,то тогда почему в ваших церквях,
они не являются авторитетом?,А зачастую на практике получается,единый и не пререкаемый авторитет
это пастор церкви,пусть ему даже двадцать лет,пусть даже если ,он всего год в вере.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Православные богословы подчеркивают, что "живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им".
ОТВЕТ
Иначе быть не может.
Я слышал толкование,учёных атеистов,атеистов,философов,мирских людей
и новоиспечённых пастеров.Это ужас ,от которого волосы на голове,встают дыбом.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Так же зайцев говорит о непоследовательности в понимании соотношения между Писанием и Преданием ,
что это было раньше и так же прослеживается и у многих современных православных авторов.
ОТВЕТ
Это в порядке вещей,когда в церкви есть различное мнение.
Если этого нет,то значит есть диктат пастора,с единственно правильным мнением.
Нет мнения святых отцов .Есть не пререкаемое мнение пастора.
Свято место пусто не бывает.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Итак, обобщая православное понимание Предания, можно говорить о нескольких неразрывно связанных между собой и тождественных по своему содержанию формах единого Предания. Эти формы суть следующие: Св. Писание, Правило веры, литургическое предание (богослужебно-литургическая практика Церкви), творения св. отцов и учителей Церкви. Одна и та же Богооткровенная истина в Св. Писании благовествуется, в Правиле веры преподается в доктринальной форме, в литургической жизни Церкви действуется и славословится. Все формы Св. Предания теснейшим образом связаны между собой. По отношению к Св. Писанию Правило веры, например, является ключом для истолкования, в литургической жизни, в таинствах сообщается Божественная благодать, а творения св. отцов обеспечивают живую, непрерывную традицию истолкования библейских текстов.
ОТВЕТ
Именно так
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Протестантская позиция по вопросу о соотношении Писания и Предания основывается на понимании этого соотношения, существовавшего во дни Христа, и по сути дела она является более ранней, чем сложившийся в более поздний период взгляд на природу этого соотношения в Православной церкви.
ОТВЕТ
Это совсем не так.
Видно Зайцев совсем не знаком с историей Ветхозаветной церкви.
Иисус Христос ,двенадцать апостолов ,да и первые христиане все были евреями.
И естественно были воспитаны в иудаизме.В вере Авраама ,Ицхаки ,Иякова.
В иудаизме существыет Тора и Устная Тора.Тоесть Писание и придание.
Как же они соотносятся друг к другу?.
В синагоге ваше толкование Писания в не свете придания не будет слушать даже мальчишка.
В лучшем случае над вами посмеются ,как над фантазёром,в худшем пинок под зад получишь.
В ветхозаветной церкви не мыслимо,что бы Писание толковалось не в свете предания.
Писание и предание,это как краткий конспект студента,к длинной лекции професора.
если конспект будет читать сам автор конспекта ,то он вспомнит речь професора,
однако если этот конспект возмёт посторонний человек ,то он ничего не поймёт,
а если,что то и поймёт то это будут версии и догадки ,но ни ,как реч професора.
Мало того евреи специально не записали Тору полностью .Почему?
Они оградили церковь от случайных не компетентных толкований.
Что бы понимать Тору нужно посещать церковь и жить по Божьим заповедям.
Только в жизни церкви открывается Писание.
Евангелие ,,От Матфея не случайно начинается с родословной Христа.
Не было бы этой главы ,не было бы и Христианства.Иисусу не кто бы не поверил.
Только тот ,который имел непрерывную цепочку передачи устной традиции,только
того могли слушать иудеи.Вера Авраама ,ицхака ,Иякова передана Христу.
есть цепочка передачи,есть свидетели .Христу можно доверять.
Учтите это еврейская традиция.От Моисея до нынешних дней,обсалютно
ничего не менялось.И такое соотношение Писания и придания Существовало
от Моисея и существует,до нынешних дней, в иудаизме.иначе никогда и не было.
И такое соотношение Писания и придания есть и в православии,которое,
в отличии от протестантизма ни чего не придумывала,а вместе с Христом и апостолами
переняли это из иудаизма и это также было всегда,с первых дней христианства.
И этот подход так же стар,как и Моисей.
Так,что Зайцев глубоко ошибается в своём суждении.
Интересно адвентисты считают ,что их церковь появилась в конце 19 века,а
Зайцев аппелирует чьим,то мнением,которое существовало на заре христианства.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Христос и апостолы различали Писание (Мф. 21:42; Мф. 22:29; Мр. 14:49; Лк. 24:27; Иоан. 5:39; Иоан. 7:42; Иоан. 10:35; Деян. 8:32, 35; Деян. 18:28 и т.д.), которое было богодухновенным, а, следовательно, и имеющим силу божественного авторитета, и предание человеческое, предание старцев, которое представляло собой многочисленные правила и постановления, придуманные людьми, и потому являющееся не богодухновенным. Ярким примером тому могут служить слова Христа из ев. Матфея 15: 3-6 "Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и "злословящий отца или мать смертью да умрет". А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", Тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим". (См. также Марка 7: 1-13). Христос ссылается здесь на авторитетное пророчество Исаии (Ис. 29:13). Иисус однозначно осуждает сложившуюся в Его дни практику подмены Писания преданием старцев. Св. Писание, будучи откровением воли Божией, данным через пророков (2 Петра 1:21), всегда было критерием истины для народа Божия в силу своей богодухновенности (Ис. 8:20). Именно это Писание, о котором ап. Павел говорит "Все Писание богодухновенно", представленное во дни апостолов Законом, Пророками и собственно Писанием, и являлось авторитетом как для Христа, так и для Его последователей. "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мф. 22:29). Ап. Павел, убеждая приходивших к нему иудеев в мессианском подвиге Христа, "излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков" (Деян 28:23). Никакого учения об особом сакраментальном статусе Св. Предания во дни Христа и апостолов просто не существовало.
ОТВЕТ
А как же многочисленные притчи,в речи Христа?
Я думаю Зайцев не будет утверждать ,что это цитаты из Ветхого Завета.
А если немножко подумать ,то и самому можно догадаться,что притча для еврея ,
это,как частушка для русского.Устная Тора переполнена различными притчами.
Это очень распостранённый источник передачи духовных знаний.
Именно устную традицию использовал Иисус в своих речах.
Зная Устную традицию и сравнивая с речами Христа,становится очевидным,
Что Иисус не открывал Америки в своих речах,а пытался вернуть к исполнению
того ,что иудеи знали со времён Моисея,но как знаем по писанию,
знали ,но не исполняли.То,что говорил Иисус говорили до него пророки.
Это же касается и приданий.
Не против преданий говорил Иисус,а то,что эти предания использовались
не во благо,а в своих корыстных интересах,как оправдание в не исполнении Закона.
В учении Христа не было ничего нового.
Но Христос отдал Себя.Дух Святой есть ,сердце церкви,но ни,как не Писание.
А Святой Дух ,как вы знаете в клочёк бумаги не вопрёшь.Это побольше клочка бумаги.
------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
По сути дела, Писание Ветхого Завета, содержащее пророческую весть о грядущем Мессии, и являлось тем мерилом истины, которое помогало ранней Церкви ориентироваться в многочисленных источниках информации, как устной, так и письменной, при составлении канона Священного Писания Нового Завета.
ОТВЕТ
Согласен ,только добавлю ,и устная традиция.
Ведь тексты Ветхого Завета имели и Ариане и монтанисты.
Но вот в отличае от церкви Христа,они были оторваны от устной традиции.
А ведь они состовляли большую угрозу существования христианства.
Заметте субботников,баптистов и пятидесятников ,тогда не было.
Речь идёт о православии.
--------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Следует признать, что целостное и единое Божественное откровение, являемое человеку Богом в истории спасения, действительно существовало как в устной, так и в письменной форме.
ОТВЕТ
Ого.Вот это да,а я то распинался выше по тексту.
Что ,история спасения, действительно существовало как в устной, так и в письменной форме.
Значит все,же существовало,тогда это было правильным ,а сейчас стало не правильным .
Хороша логика.Когда нужно объяснить создание Нового Завета мы это воспринимаем,
но только ,как всё было записано,то всякое устное предание автоматически превращается в сатаниские толкования,
как вы там называете,,презренное ,ужасное и страшное ,предание старцев.
А не придание ли старцев старательно отбиралось и фильтровалось в создании
Нового Завета.Не авторитет ли церкви,был главным критерием отбора текстов?,
ведь существовало более десятков евангелий,а посланий и вовсе не счесть.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
До того, как пророки стали записывать Божию весть, чтобы сохранить ее для последующих поколений, она передавалась устно, "от отцов детям". Именно об этом говорится в 77 псалме: "Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказывали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его,
ОТВЕТ
Согласен.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Важно подчеркнуть, что в какой бы форме эта апостольская весть не передавалась, устной ли, письменной, содержание ее оставалось одним и тем же. Эта весть представляла собой одно и то же Евангелие, которое апостолы получили от Самого Господа Иисуса Христа, и которое они передавали другим.
ОТВЕТ
Да раньше не менялось ,а как только записалось,так сразу же ,на следующий день резко начало менятся.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Это ясное библейское свидетельство того, что даже слова непререкаемых авторитетов должны приниматься искренним верующим не иначе, как при согласовании со Словом Божиим.
ОТВЕТ
Надо же новообращённый молокосос будет ловить пастера,что по Писанию,а ,что нет.
Да пастор его так разведёт,что он завтра вырежет всю деревню,включая женщин ,
детей и стариков.И это будет по Писанию.Или вы Писания не знаете,что Бог повелевал.
Да изречённая вами мудрость,не может не повеселить,своей абсурдностью.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Православные могут возразить: но разве не Церковь, отталкиваясь от Священного Предания, определяла, что богодухновенно, а что нет? Разве не Церковь на своих Соборах утверждала канон Св. Писания? Разве не Церковь решала, что есть подлинно Слово Божие, а что апокриф? 24 Да, это так, но следует помнить, что церковь, в лице своих благочестивых руководителей в молитвенном предстоянии перед Богом просила о ниспослании Духа Святого, дабы различить богодухновенное и не богодухновенное.
ОТВЕТ
Совершенно верно именно так и возразим.
Вы посмотрите раньше просили,а сейчас нет.Ну надо,же,а мы то и не знали пока вас не послушали.
Чушь какая.А вы ,что были свидетелями ,когда они просили Духа Святого?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Таким образом, схема соотношения Писания и Предания, которую мы предлагаем, могла бы выглядеть следующим образом
Писание является первичным для нас, и именно потому, что оно представляет собой богодухновенный источник, мы призваны соотносить с ним всякое "предание человеческое" (Кол. 2:8). Предание должно проверяться Писанием, а не наоборот.
ОТВЕТ
Приведу пример абсурдности этой идеи.
В деревне Щукино мужики пьют ,вчера побили пастора.
Пойдите и убейте всех жителей деревни,квлючая детей.
Хотите ссылочку на Ветхий завет дам?
Женщина в церкви должна полчать ,не должна проповеди мужикам рассказывать.
Хотите Ссылочку на Новый Завет?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Придание большего авторитета Св. Преданию, как "единственному способу восприятия истины" 25, в немалой степени способствовало умалению значения Писания в жизни Православной церкви. И хотя Писание признается Восточной Церковью как высочайшее Божественного Откровение, как Слово Божье,
ОТВЕТ
Да ,Писание признается Восточной Церковью как высочайшее Божественного Откровение, как Слово Божье,
и толкуется оно , не новообращёнными христианами,а имеющими глубокий жизненый опыт людьми,
котторые используют не только свой жизненый опыт ,но и опыт предыдущих поколений.
И это правильно.
--------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Библия почитается скорее, как предмет культа, а не живое Слово Божие, обращенное к душе всякого верующего. Она редко читается православными верующими дома, а в храме, хотя и читается, и представители клира относятся к ней с трепетным благоговением, заканчивая, например, чтение евангельского отрывка лобзанием лежащего на аналое Евангелия, тем не менее, чтение это давно превратилось в форму, в ритуал, за которым приходящие в храм приобщиться к спасительному Слову Божию, его просто не слышат.
ОТВЕТ
Это же надо,оказуется ,я такой сякой,считаю Библию, бредметом ,культа ,не знаю её и не понимаю.
А целовать ,так это вообще смерттный грех.
Если Вы поцелуете фотографию любимого человека,то страшно грешите при этом.
Если целуете любимую книгу,которую считаете святой,то страшно грешите при этом.
Надо же .?
---------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Это не осознание божественной ценности Писания православными верующими в немалой степени связано с сакрализацией церковью Предания и возвышения его до статуса "единственного способа восприятия божественной истины", в котором Писание лишь часть или одна из форм выражения.
ОТВЕТ
Только,что Зайцев писал обратное.Цитирую.
,, И хотя Писание признается Восточной Церковью как высочайшее Божественного Откровение, как Слово Божье,,
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Включение в состав Св. Предания трудов св. Отцов церкви также создает определенные проблемы для принципа внутреннего единства Предания (отсутствие внутренних противоречий). В сочинениях некоторых почитаемых отцов церкви различия в понимании тех или иных богословских вопросов настолько существенны, что говорить о внутреннем единстве Предания довольно затруднительно. Например, если Ориген за свою идею апокатастасиса был осужден церковью в V веке, то один из каппадокийских отцов церкви Григорий Нисский, хотя и исповедовал ту же идею, почитается сегодня как один из великих отцов Восточной церкви.
ОТВЕТ
Церковь,как общество,живой человеческий организм,которому свойственно ошибаться.
Не смотря на то,что Ореген является одним из основателей православного христианского богословия.
Например догмат о Святой Троице,тем не менее,даже такие авторитеты,не обожествляются церковью
и их труды тщательно анализируются.Ведь это хорошо.
А вот пасторов протестанских церквей ,критиковать ,не кому.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зайцев
Если уж говорить о согласии или сообразности Св. Предания с Писанием, то и здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Противоречий между Преданием и Писанием за многие столетия истории христианской церкви накопилось столько, что Св. Предание давно превратилось в Православии в независимый от Св. Писания источник истины и непререкаемого авторитета. Яркий пример такого противоречия приводит русский философ В.В. Розанов. Однажды ему пришлось слушать православного лектора. "Он говорил о предании и писании, что на них все основывается, забыв совершенно, что сама суть проповеди Христовой на стенах иерусалимских заключалась в отметении "предания старцев", т.е. на зыбкости вообще почвы предания, когда оно не тождесловит со Словом Божиим. Если бы кто-нибудь из слушающих мужиков встал и напомнил господину лектору о тексте апостольском, что "епископ должен быть одной жены муж", (а в православии епископ должен быть безбрачным), и спросил бы его, как же теперь православному соединить и повиновение тексту и повиновение преданию, его отметшему, то красноречивому оратору пришлось бы покраснеть и сойти с кафедры".33
ОТВЕТ
А как красноречивый Зайцев отнесётся к наставлению апостола Павла,о том,что голова женщины, в церкви
должна быть покрыта.А как ,на счет того ,что женщина не должна в церкви учить,а как на счёт умывания ног.
А,как пить вино,а не сок.
Ну хотят они ,как лучше ,перестарались.,женатый ,то заботится о жене,а не женатый о Боге ,это,что не по библейски?.
Что и прицепится больше не к чему.?Какой страшный грех,я и в прямь раскраснелся от стыда.
Или может ,Вы будеде утверждать,что быть не женатым ,грех?