http://sabbat.nwc.adventist.ru/zakon-pascha.htmlЗакон Моисеев: от древности и доныне
В воспоминание...МАПа Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Мтф.5:18
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (
Лук. 24:13).
Сразу после окончания субботы ученики покидают Иерусалим. Почему? Они чувствуют себя сильно разочарованными. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (
Лук. 24:2)… они так надеялись на Б-га, а Он их подвел. Вам знакомы такие чувства? Что мы делаем, чувствуя, что Б-г обманул наши ожидания? Разочарованные ученики обрывают некоторые нити, связывающие их с Б-гом. Ученики пришли в Иерусалим на праздник пасхи. Этот праздник длится восемь дней. А они покидают город уже на третий. Они чувствуют, что Б-г их очень сильно подвел.
Если бы они не ушли из Иерусалима, чем бы они были заняты там в эти пасхальные дни, последовавшие за распятием и уже воскресением Иисуса? Как проходит праздник Пасхи? С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца (
Исх. 12:18).
Особо значимым элементом пасхального торжества во время Второго Храма становится пасхальная трапеза, - седер,- главной составляющей которой евангелия называютпреломление хлеба в воспоминание:
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (
Лук. 22:19).
Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание (
1 Кор. 11:23-24).
И евангелия и послания апостолов выделяют только преломление хлеба, как главный элемент пасхального седера. Даже чаша, которую мы почитаем символом нового завета, была выпита после вечери. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (
Лук. 22:20).
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (
1 Кор. 11:25).
Откуда взялся этот странный обычай – преломлять хлеб в воспоминание? Почему Иисус захотел, чтобы именно этот обряд утешал его учеников, когда им будет казаться, что Б-г покинул их или даже умер? Ведь именно его Б-г завещал исполнять во дни, последовавшие за распятием. Где впервые описан этот обряд?
Если жертва твоя приношение хлебное …, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная; разломи ее на куски… это приношение хлебное (
Лев. 2:5-6)… и принесет ее к сынам Аароновым, священникам,… и сожжет сие священник в память на жертвеннике (
Лев. 2:2).
Пресный хлеб, доныне используемый на пасхальном седера, является продолжением хлебной жертвы, приносимой некогда в храме: «Эти хлебы (хлебная жертва) должны удовлетворять всем требованиям, которые предъявляются к маце, употребляемой в Песах» (Сончино на
Лев.2:4).
Хлебная жертва преломлялась, и один кусок сжигался в память на жертвеннике, остальная её часть съедалась священниками; если она приносилась из зерен, то их дробили (растолченные зерна
Лев.2:14); если она приносилась мукой, то из неё также забирали часть чтобы вознести на жертвенник в память. В память чего?
«Название этой части связано с понятием "напомнить", так как хлебный дар из муки злаковых лишен важнейших элементов, которые присущи жертвоприношениям из мелкого и из крупного скота (крови, прежде всего – прим. автора). В глазах Всевышнего отделение части от этой жертвы равносильно зарезанию животного и выплескиванию его крови на жертвенник» (Сончино на
Лев.2:2).
В памятование чего совершалась хлебная жертва? В воспоминание о кровной жертве. Но здесь необходимо добавить, не о всякой кровной жертве. Хлебная жертва в Библии имеет определенное название огнеопалимая, принесенная на огне (אשה ише). Какая еще жертва сжигалась на огне? Всесожжения:
и сожжет священник все на жертвеннике: [это] всесожжение, жертва (אשה ише), благоухание, приятное Господу (
Лев. 1:9).
У жертвы всесожжения была еще одна особенность, которая сближала её с хлебной жертвой, - её рассекали на части (
Лев.1:6). Разламывание мацы, приготовленной для принесения в хлебную жертву, подобно разрезанию животного на части (Сончино на
Лев.2:6).
Таким образом, хлебная жертва и её разновидность - пасхальные хлебы - приносились как напоминание о кровной жертве всесожжения, которая была принесена в другое время.
В каких случаях приносилась жертва всесожжения? Это была жертва заключения завета (
Быт.22:3;
Исх.20:4; 24:5; Числ. 28:3-6…) Её цель – возвести (ола, עולה ) человека к престол Б-жьему, в небесное святилище, сделать его приготовленным для этого. Эта жертва являлась основанием для всех других жертвоприношений Храма. Она ежедневно (тамид, תמיד ) приносилась на жертвеннике, и на её огне уже можно было приносить все другие виды жертв (Хлебная жертва приносилась в память о жертве заключения завета только в некоторых случаях: при принесении жертвы за грех –
Лев.5:12; при принесении первых плодов -
Лев. 2:16; при судебном разбирательстве о верности жены (жертва ревнования) чис.5:26; и в общем случае при принесении всесожжения –
Лев.2:9).
Не очень вникая в слова Евангелия, жертву Иисуса называют пасхальной жертвой, потому что она была принесена в Пасху. Но когда, согласно евангелиям, в те трагические дни в храме была принесена пасхальная жертва? В день, вечером которого ученики совершали пасхальный седер (14 нисана, четверг):
и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху (
Лук. 22:8);
Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху (
Лук. 22:13);
и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (
Лук 22:15), – говорит Иисус на вечере (ночь с 14 на 15 нисана).
Время съедания пасхальной жертвы - это время Гефсимании. Пасхальная жертва была съедена в ту ночь, когда на Иисуса была возложены грехи всех нас. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его… не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне (
Исх. 12:8,10).Иисус был взят и осужден уже утром, когда пасхальная жертва была уже съеденной или сожжена. Таким образом, Его смерть оказывается связанной с другой жертвой.
"Когда громкий крик "Совершилось!" вырвался из уст Христа, священники совершали служение в храме. Это было время вечернего жертвоприношения" (756 ЖВ, «Голгофа»). Иисус умирает во время принесения ежедневной жертвы всесожжения (тамид), - жертвы, приносимой для заключения завета.
Не всегда, человек, желающий заключить завет с Господом или обновить его, мог принести кровную жертву всесожжения. Если он был беден, для этого ему достаточно было принести только немногим более горсти муки – хлебную жертву:
Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмет … одну десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог елея… (
Лев. 14:21)
Где еще встречается эта мера? Много ли это – десятая часть ефы? Это суточное пропитание человека; ею мерили манну:
И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской (
Исх. 16:32). А гомор есть десятая часть ефы (
Исх. 16:36).
(Хлебную жертву и манну, посылаемую для нас Небом, сближает еще одно качество: хлебную жертва приносилась вместе с елеем. О манне также написано: вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем
Чис. 11:8).
Такова была мера жертвы обновления завета для неимущего человека – все пропитание своё на этот день, который из-за бедности может стать последним (Марк 12:44). Все еврейские комментарии без исключения отмечают эту особенность хлебной жертвы – она становится символом принесения всей жизни, всего достояния бедного и нищего во грехе человека к престолу Б-жьему:
Если какая душа (нефеш נפש ,
Лев. 2:1) …Применительно ко всем жертвам не сказано "душа", но только применительно к хлебному приношению. Кто обычно доставляет в качестве доброхотной жертвы хлебное приношение? Неимущий. — Сказал Святой, благословен Он: Я зачту это ему, как если бы он принес в жертву свою душу, т.е. жизнь ([Менахот 1046]. Раши)
Хлебная жертва – это, по сути, жертва раба, который не имеет ничего, но лишь пропитание на один день. Если вы внимательно читали книгу Левит, то, наверное, обращали внимание, что величина жертвы зависит не от величины греха, но от статуса приносящего. Жертва из мелкого рогатого скота приносится простым человеком; если речь идет о проступке начальника, князя, священника или всего народа, тогда приносилась жертва из крупного рогатого скота. Жертвы, которые приносят из мелкого рогатого скота… символически представляют человека как члена Б-жьей паствы. Жертвы из крупного рогатого скота, с другой стороны, символизируют работника, возделывающего собственное поле Всевышнего (Гирш). Хлебную жертву приносит человек, который осознает, что он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (
Отк.3:17) что, у него нет золота, чтобы… обогатиться, одежды, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы, и глазной мази… чтобы видеть (
Отк. 3:18)… близость Господа. Когда разочарованные ученики бежали из Иерусалима, последнее качество им особенно было необходимо, потому что глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (
Лук.24:16).
Если бы в то время они попытались восстановить сломанные разочарованием свои отношения с Б-гом, тогда лучшего всего это можно было сделать именно через ритуалы и обетования хлебной жертвы. Поэтому в эти тяжелые дни потери Господа им было завещано законом творить пасхальную жертву воспоминание. Но они бежали из Иерусалима.
Каким же образом совершается преломление хлеба на пасхальной трапезе, которая называется седер? Слово седер переводится как порядок, поскольку суть заповеди не столько в самой трапезе, сколько в порядке её проведения.
Трапеза начинается с благословения имени Б-жьего над бокалом вина, после которого следует омовение рук (после омовения рук пробуют карпас). В самом начале трапезы берут три пресных хлеба, показывают их присутствующим, а затем один из них (средний) ломают пополам (он является аналогом сжигаемой в воспоминание части). Потом начинается рассказ об исходе. Во время рассказа большую часть преломленного хлеба убирают и незаметно прячут в комнате.
Рассказ заканчивается благословением имени Б-жьего над вторым бокалом вина, и следует омовение рук. Омовение рук всегда предваряет вкушение хлеба. Считается, что именно в этот момент трапезы Иисус «встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (
Ин. 13:4-5). Если на седере есть служитель, он помогает совершать омовение, возливая воду на руки. После омытия принимают хлеб. Съедается тот хлеб, который предназначен для исполнения заповеди, (и) те 2,5 хлеба, которые откладывались в начале трапезы. Его едят с горькими травами (марор). С пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его (
Исх. 12:8). Затем начинается сама пасхальная трапеза,
и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое (
Вт. 14:26).
Во время существования Храма в этот момент трапезы съедалась хагига - праздничная жертва, специально приносимая в праздник, чтобы устроить пир перед Господом и радоваться о Его благодеяниях. Когда уже все насытились, произносятся благословение и едят мясо пасхальной жертвы. Это небольшой кусочек, размером не меньше оливки. Мясо пасхальной жертвы вкушали будучи сытыми, чтобы подчеркнуть ритуальное значение этой пищи.
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение (
1 Кор. 11:33-34).
Что же происходит с тем куском пресного хлеба, который был преломлен и спрятан (его называют афикоман)? Это именно тот хлеб, который преломил Иисус, подал ученикам, и через который Он заключил завет. Пока он остается спрятанным от присутствующих. (конечно, вряд ли в ту пасхальную вечерю апостолы искали афитколман, потому что Хлеб Жизни стоял перед ними (
Ин. 16:29-30 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все…). Но сегодня, чтобы вкусить от него, необходимо прежде поискать афикоман. И на его поиски отправляются дети. Когда он бывает найдет, его съедают, завершая трапезу, чтобы по завершении трапезы во рту оставался вкус хлеба. Этим заканчивается пасхальная трапеза. Но не пасхальный ритуал.
После трапезы, завершая её, читают благословение (биркат ха мазон) и выпивают третий бокал. Поскольку он сливается с благословением Имени Б-жьего за то, что мы удостоились принять участие в Его трапезе, его так и называют:
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? (
1 Кор. 10:16) Это та чаша, над которой некогда и был обновлен Завет. Это интересный момент: Иисус не избрал для обновления завета время самой трапезы; время вкушения пасхальной жертвы не было временем заключения Нового Завета. Он ждал, пока прежде все насытятся Его благостью.
Новый завет совершается в нас, когда мы чувствуем насыщенность Б-им спасением и благословляем Его Имя за это. Обновление нашего ума, сердца и духа происходит вместе с благодарением Всевышнего за Его дары, за нашу жизнь. Так или иначе, но благословения Господа (Его жертвы) вкушают все: праведные и неправедные (
Матф.5:45). Но как они, познав Б-га, не прославили Его, как Б-га, и не возблагодарили (
Рим. 1:21), - замечает Павел, – то, вряд ли есть смысл говорить об обновлении их сердец. (На еврейских трапезах никогда не применяется один общий бокал на всех: человек не вправе, откусив от ломтя, снова положить его на тарелку, ибо этим подвергает опасности жизнь других (если он болен); нельзя, отпивши из бокала, передать его другому, дабы не вызвать брезгливости (Брахот, 6 глава, 5:8). Использовании братины – ритуальный сосуд, предназначенный для использования всеми, присутствующими на собрании, – встречается только в языческих ритуалах).
После чаши благословения, чаши завета, следуют восхваления Б-га, и наливается четвертый бокал. Четыре бокала на пасхальном седере символизируют четыре избавления, которые переживет народ Б-жий, прежде чем Царство Б-жие будет установлено на Земле. «Четыре бокала соответствуют четырем царствам (которые угнетали еврейский народ уже после Исхода из Египта) – Вавилония, Мидия, Греция и Эдом (Рим) (рабби Леви. Этот комментарий основывается на таких стихах, как
Иер. 51:7 Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали;
Пс. 116:13 Чашу спасений (в синод. – спасения) приму, и имя Господне призову, - Не случайно здесь сказано чаша спасений, а не просто чаша спасения – чтобы подчеркнуть, что их не одна, а несколько.)
Таким образом, тем, кто вступил в завет с Господом (третий бокал) еще остается испить одну чашу страданий и избавления. Четвертое и последнее избавление наступит после прихода Машиаха (Абарбанель). Это то, чего мы с вами с нетерпением ждем. И вы знаете, в пасхальном седере есть место и для нас с вами: вместе с последним, четвертым, бокалом, бокалом пришествия, наливают и пятый - специально для пророка Илии. И даже встают с трапезы, открывают входную дверь, чтобы пророк вошел в дом прямо сейчас. Магараль из Праги: «Милосердный, Он пошлёт нам пророка Илию, понинаемого к добру, который принесет нам добрые вести, спасение и утешение, как сказано у пророка: «вот я посылаю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня… (
Мал.3:23)»
В тот памятный для них день двое учеников не просто убегали из Иерусалима; они уходили от этого рассказа о Б-жьей благодати, уходили с библейского пира пророчеств, обетований, поучений, который представляет собой пасхальный седер. Они не смогли бы до конца исполнить пасхальный седер, поскольку из-за смерти Иисуса не чувствовали к Б-гу благодарности. Когда разочарованные ученики покинули Иерусалим, Иисус присоединился к их бегству: И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними (
Лук. 24:15). Но они даже не заметили Его. Он вступает в разговор с ними: Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? (
Лук. 24:17), но и этого оказывается мало, чтобы оторвать их от своих проблем. Он объясняет им Писание: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (
Лук. 24:27), но и это не открывает им глаз. Что же тогда делает Иисус?
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (
Лук. 24:28-31).
Преломления хлеба трижды описано в Деяниях апостолов (
Деян. 20:11,7; 2:42; 2:46); во всех трех случаях идет речь о пасхальном ритуале седера, легшего в основу христианской вечери. Об Иисусе, кроме вечери и трапезы в Эмаусе, еще дважды написано, что Он преломлял хлеб. Первое событие, когда Он накормил пять тысяч иудеев пятью хлебами и двумя рыбками
(
Матф. 14:19-20, Марк 6:40,
Лук.9:16,
Ин. 6:4-17), произошло на Пасху: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский… (
Ин 6:4, ЖВ 365 )
Вторая история преломления хлеба ради насыщения четыре тысяч не евреев, совершается в это же время (
Матф 15:36-37, Марк 8:7). Тогда же Иисус сказал об очищении от закваски фарисейской – пасхальный символ (ЖВ «Истинное знамение», с 404)
Даже тот случай, когда ученики срывали колосья, растирали их (хлебную жертву растирают) и ели, евангелистами привязан к пасхе:
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками (
Лук. 6:1).
Везде, где в Библии встречается слово преломить (хлеб), оно означает участие в пасхальной вечере. Сейчас, в Эмаусе, чтобы утешить учеников, Иисус возвращает их к тому обряду, от которого они бежали из Иерусалима. Он сделал вместо них то, что они должны были делать сделать сами в это время по закону Моисея, который был дан для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Б-жий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (
2 Тим. 3:16-17).
Я по своему опыту знаю, что никакие теологические объяснения не способны смягчить моё сердце, когда я испытываю разочарование в Б-ге, - ни знание о восставшем ангеле и о великой борьбы, ни убеждение, что все испытания служат ко благу, для укрепления веры. Я грешник. Во мне от природы живет ропот на моего Творца и страх перед Его деяниями. Никакое знание Библии, ни какие прошлые опыты Б-гообщения, не в силах изменить этого. Мне доступна только одно благодарное смирение перед Его волей, только одна праведность – праведность Иисуса. Если Он есть во мне, рядом со мной, я могу удержаться от хулы на имя Б-жье в момент разочарования. Если Его нет, разочарование станет для меня искушением ко греху. Проблема праведности в том, чтобы не терять Его присутствия. Проблема воспоминания о Нём.
Народ Мой! вспомни, … чтобы познать тебе праведные действия Господни (
Мих. 6:5).
В момент кризиса неожиданное воспоминание чего-то дорогого и доброго вдруг сокрушает нас, заставляет с благодарностью принять ту действительность, против которой мы восстаём.
Для учеников это стало омовение ног. На вечере в Эмаусе вид рук, ломающих хлеб. Меня в пасхальном ритуале всегда задевает другое.
Непременным атрибутом хлебной жертвы являлась соль:
Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль (
Лев. 2:13).
Соль является образом вечного завета:
Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный (берит мелах олам עולם מלח ברית ) пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою (Числ. 18:19).
Он заключил завет с Аароном при посредстве того, что само не портится и предохраняет от порчи другое [Сифре].
Завет, как бы заключенный при соли, которая никогда не станет зловонной (Раши на Числ.18:19).
Вечный, как соль: соль, которая не портится и предохраняет от порчи еду, служит символом вечности (Сончино на Числ.18:19).
Что это за вечный завет? Новый завет мы очень почитаем, о ветхом кое-что слышали. А вечный завет? Когда он был или будет заключен, и для кого он предназначен?
И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки (
Иез. 37:23-26).
Когда совершится вечный завет? На новой земле. Вечным он назван потому, что человек не будет грешить, и у него не будет нужды обновлять свой завет с Б-гом (о вечном завете также –
Ис. 24:5; 55:3; 61:8;
Иер. 32:40).
Напоминание о том будущем, где в нас не будет греха, присутствует на пасхальном ритуале как употребление соли.
Полагалось солить все жертвы, за исключением даров, представлявших собой квасное или мед. Тора говорит об особом союзе, связанном с солью (см. Числ.18:19). После разрушения Второго Храма мудрецы установили обычай, в соответствии с которым каждый человек прежде, чем есть хлеб, должен обмакнуть его в соль... (Сончино на
Лев.2:13).
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему (
Ин. 13:21-28).
В соответствии с традицией Иуда должен был сам обмакнуть хлеб в соль (сегодня обмакивают в соленую воду, а не соль). Но он не стал этого делать; он был очень обижен на Иисуса, не показавшего знамений фарисеям, не ставшего царем, омывшего ноги ученикам. Тогда Иисус совершает этот ритуал вместо него. Обмакивая в соль мацу и протягивая Иуде, Иисус говорил: «Я все же хочу, чтобы ты вошел в вечный завет. Я хочу встретиться с тобой там, под вечным небом».
Когда мы стоим перед Б-жьей волей, и ищем настроения или повода её выполнить, ждем объяснения от Б-га, Он уже взялся выполнять её с нами. От нас только необходимо вспомнить о Нём и впустить в нашу борьбу.
http://sabbat.nwc.adventist.ru/zakon-pascha.html