Новости Еврейско-христианских отношений
Добавлено: Ср окт 25, 2006 4:48 am
Благовествование Христво.
Отчет в конференцию о
Круглом столе «Еврейский образ мысли».
Днепропетровск, апрель-май 2006.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова,
потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему,
во-первых, Иудею, потом и Еллину». (Рим.1:16)
Самый лучший способ обсудить сложную тему и задать нестандартные вопросов - круглый стол, участники которого знают, что их выступления не будут оцениваться или комментироваться. Именно поэтому такая форма общения была избрана для обсуждения темы «Еврейский образ мысли» в Днепропетровске, проведенной в ходе подготовки к очередной компании, ориентированной на еврейское мироощущение.
Украинский Унион ЦАСД организует уже вторую подобную встречу. Темой прошлого Круглого стола (г.Киев, май 2005) была история развития еврейского служения в адвентистской церкви. Тогда огромное количество вопросов о месте адвентистского движения в пророческих периодах Библии, заданных служителями униона, показало, насколько велик интерес к более глубокому пониманию миссии адвентистов.
На Круглом столе были затронуты две темы: вопрос соответствия еврейской литургии принципам адвентистского богослужения и богословская база адвентистского служения еврейскому народу. На встрече присутствовали руководители униона, пасторы и рядовые члены, заинтересованные в развитие этого служения на этой территории.
«Теперь время».
Круглый стол стал продолжением плановой работы инициативной группы по созданию еврейского комитета на территории Украины, начавшейся год назад.
Почему необходимо проводить евангельские встречи, учитывая культурные ожидания людей, не вызывает непонимания у серьезных руководителей. Об этом еще раз было сказано в выступлении А.В.Болотникова «Изменение видения нашей миссии»:
«Общество в любом месте, в любой стране не монолитно. Чем ближе мы живем к концу времени, тем более будут стираться границы между странами... Эта разносторонность, многоплановость является характерным признаком того, чем отличается мир сегодняшний от мира семидесятых - восьмидесятых годов. И в этом мире наш подход к евангелизации тоже должен измениться. И сегодня он меняется. Если раньше глобальная миссия ГК ставила вопрос о том, чтобы достигнуть территорий, то сегодня практически большинство дивизионов этот вопрос сняли со своей повестки дня. Сегодня ГМ мыслит по-другому: она думает о достижении разных групп населения, а не о достижении территорий. То, что мы сегодня обсуждаем, это вопрос достижения разных групп разноликой Украины. Да, действительно, в определенном смысле церковь была однородной в восьмидесятые годы. Я согласен со вчерашней репликой Владимира Аркадьевича (Крупского), о том, что когда он рос, в адвентизме не было ни Йом Кипура, ни Рождества. На восьмидесятые годы у всех были равные условия. Однако уже сегодня, например, после моей компании в Запорожье, пастор пригласил гостей: «Приходите, пожалуйста, завтра на пасхальное богослужение». Прекрасно! Церковь поворачивается лицом к сегодняшней постсоветской культуре. Но появляется вопрос: если сегодня церковь приглашает людей на пасхальное богослужение, то автоматически отсекаются люди, для которых слова «Христос воскрес» не значит абсолютно ничего. Как мы будем достигать их? что мы сделаем для них?..»
Первое выступление и обмен мнениями по нему касался богословской базы адвентистско-еврейского диалога. А.Болотников признался, что самый частый вопрос, который ему задают, звучит так: «Неужели для того, чтобы сделать человека христианином, его сначала нужно сделать иудеем?» Вопрос об избранности, а значит о миссии еврейского народа сегодня, прозвучал и на этом Круглом Столе. Почему же все-таки «во-первых, иудею»? Вероятно, лучше всего на него отвечает история адвентистского движения, которая была представлена при обсуждении этого вопроса. Пионеры адвентизма показали, что не все еврейские праздники нашли своё пророческое исполнение на Голгофе и в истории ранней христианской церкви. А значит, их изучение остается актуальным для понимания нашего места в истории Божьего спасения, особенно в последние дни истории Земли. Изучение и… сохранение. Естественно, еврейские адвентистские общины (а старейшая из них образовалась еще при жизни Е.Уайт) с традиционной ориентацией на празднование, например, Йом-Кипура, имеют больше преимуществ рассказать о сердцевине адвентистской вести, чем христианские церкви. Поэтому организация таких общин становится не просто вопросом культурной контекстуализации евангелия, но укреплением «авангарда» трехангельской вести, пропагандирующем, прежде всего, адвентизм и первоначальные ценности адвентистского вероучения.
На Круглом Столе очень остро прозвучало еще одно переживание – утверждение Божьего Слова в центре христианского богослужения и личной жизни верующих в наше секулярное время. Этой теме была посвящена проповедь В.А. Крупского, прочитанная при встрече субботы. На следующий день было показано, как еврейская литургия пробует решить эту задачу. Участники встречи с помощью местных адвентистских общин провели богослужение в канонах традиционной еврейской литургии. Еврейское богослужение, порядок которого был разработан еще Ездрой, сосредоточено вокруг Слова Божьего. Слово Божье звучит в пении, построенном на псалмах Давида и других восхвалениях Библии. Оно выливается в разнообразные славословия, искусно подобранные из библейских цитат, читаемые как кантором (ведущим служение), так и всей общиной. Оно звучит при чтении благодарственных псалмов. И конечно, само служение Словом, обычно воспринимаемое в христианстве как проповедь, было представлено чтением самого Слова. Собственно, еврейское богослужение изначально строилось, как время ознакомления верующих с Библией, поэтому за год на нем должна была прочитываться вся Тора. Так, на этом богослужении, согласно очередности, читались 15 гл. Левит (вряд ли можно услышать на другом христианском богослужении чтение всех подробностей об истечениях человека!), а также главы из пророческих книг Библии и Нового Завета, касающиеся этой темы. Проповедующий показал, как образы святилища вылились в пророческие символы, а затем исполнились в христианское время. Очень необычно и красиво прозвучали слова благословения служителям, вышедшим прочесть избранные главы из Библии. Даже призыв к пожертвованию был представлен как форма благословения Божьего Имени. Такое концентрирование вокруг Слова не только эффективно выполняет главную функцию богослужения – привести человека в соприкосновение с Откровением Всевышнего и дать ему возможность более глубоко прожить опыт богопоклонения, - но и неизбежно ведет к возвышению и утверждению статуса Слова среди присутствующих. При проведении служения не были использованы традиционные еврейские одежды, поэтому, в представленном каноне никто не увидел элемента соперничества с традиционной адвентистской формой богослужения.
«Мы убеждены, что многие элементы еврейского богослужения и исследования Писаний согласуются с вероучением Адвентистов Седьмого Дня и обогащают наш опыт богопоклонения. Поэтому мы выражаем намерение исследовать перспективу использования этих методов в практике личной духовной жизни и общественных богослужений», - было записано в заключительной резолюции Круглого стола.
Участниками встречи, причастными к этому виду служения уже давно, был поднят вопрос о людях, способных совершать этот вид служения, - людях, которые умеют организовать традиционное еврейское богослужение, которые знают и понимают вопросы, задаваемые иудеями. При обсуждении этой проблемы на Круглом Столе была особо подчеркнута огромная роль неевреев для развития этого вида служения и нужда в них. Свидетельство от своего соплеменника встречается евреем, как правило, насторожено. Но понимание не-евреем еврейского пути поисков Бога, вызывает у иудеев живейший интерес. Об этом многократно упоминал еще апостол Павел в своем послании к Римлянам: «чтобы возбудить в них ревность». На Круглом Столе прозвучали примеры, подтверждающие наблюдение Павла.
Помимо решения вопросов внутреннего характера, участники круглого стола обсудили принятую в Иерусалиме итоговую декларацию «Конференции адвентистско-еврейской дружбы» (февр.2006). Особое внимание вызвал вопрос об отношении ЦАСД к проблемам Холокоста и современного антисемитизма.
На территории Украины (в г. Киеве) уже существует еврейская община адвентистов седьмого дня. Результатом работы этого Круглого стола стало обращение к руководству Украинского Униона АСД с просьбой создать консультативный комитет по планированию служения еврейскому народу на территории Украинского Униона согласно рекомендациям подобного Всемирного консультативного комитета при ГК ЦАСД. Консультативный комитет будет координировать дальнейшую работу в этой области, - в частности, отвечать за проведение намеченных программ.
Секретарь инициативной группы
Глебушко М.
Отчет в конференцию о
Круглом столе «Еврейский образ мысли».
Днепропетровск, апрель-май 2006.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова,
потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему,
во-первых, Иудею, потом и Еллину». (Рим.1:16)
Самый лучший способ обсудить сложную тему и задать нестандартные вопросов - круглый стол, участники которого знают, что их выступления не будут оцениваться или комментироваться. Именно поэтому такая форма общения была избрана для обсуждения темы «Еврейский образ мысли» в Днепропетровске, проведенной в ходе подготовки к очередной компании, ориентированной на еврейское мироощущение.
Украинский Унион ЦАСД организует уже вторую подобную встречу. Темой прошлого Круглого стола (г.Киев, май 2005) была история развития еврейского служения в адвентистской церкви. Тогда огромное количество вопросов о месте адвентистского движения в пророческих периодах Библии, заданных служителями униона, показало, насколько велик интерес к более глубокому пониманию миссии адвентистов.
На Круглом столе были затронуты две темы: вопрос соответствия еврейской литургии принципам адвентистского богослужения и богословская база адвентистского служения еврейскому народу. На встрече присутствовали руководители униона, пасторы и рядовые члены, заинтересованные в развитие этого служения на этой территории.
«Теперь время».
Круглый стол стал продолжением плановой работы инициативной группы по созданию еврейского комитета на территории Украины, начавшейся год назад.
Почему необходимо проводить евангельские встречи, учитывая культурные ожидания людей, не вызывает непонимания у серьезных руководителей. Об этом еще раз было сказано в выступлении А.В.Болотникова «Изменение видения нашей миссии»:
«Общество в любом месте, в любой стране не монолитно. Чем ближе мы живем к концу времени, тем более будут стираться границы между странами... Эта разносторонность, многоплановость является характерным признаком того, чем отличается мир сегодняшний от мира семидесятых - восьмидесятых годов. И в этом мире наш подход к евангелизации тоже должен измениться. И сегодня он меняется. Если раньше глобальная миссия ГК ставила вопрос о том, чтобы достигнуть территорий, то сегодня практически большинство дивизионов этот вопрос сняли со своей повестки дня. Сегодня ГМ мыслит по-другому: она думает о достижении разных групп населения, а не о достижении территорий. То, что мы сегодня обсуждаем, это вопрос достижения разных групп разноликой Украины. Да, действительно, в определенном смысле церковь была однородной в восьмидесятые годы. Я согласен со вчерашней репликой Владимира Аркадьевича (Крупского), о том, что когда он рос, в адвентизме не было ни Йом Кипура, ни Рождества. На восьмидесятые годы у всех были равные условия. Однако уже сегодня, например, после моей компании в Запорожье, пастор пригласил гостей: «Приходите, пожалуйста, завтра на пасхальное богослужение». Прекрасно! Церковь поворачивается лицом к сегодняшней постсоветской культуре. Но появляется вопрос: если сегодня церковь приглашает людей на пасхальное богослужение, то автоматически отсекаются люди, для которых слова «Христос воскрес» не значит абсолютно ничего. Как мы будем достигать их? что мы сделаем для них?..»
Первое выступление и обмен мнениями по нему касался богословской базы адвентистско-еврейского диалога. А.Болотников признался, что самый частый вопрос, который ему задают, звучит так: «Неужели для того, чтобы сделать человека христианином, его сначала нужно сделать иудеем?» Вопрос об избранности, а значит о миссии еврейского народа сегодня, прозвучал и на этом Круглом Столе. Почему же все-таки «во-первых, иудею»? Вероятно, лучше всего на него отвечает история адвентистского движения, которая была представлена при обсуждении этого вопроса. Пионеры адвентизма показали, что не все еврейские праздники нашли своё пророческое исполнение на Голгофе и в истории ранней христианской церкви. А значит, их изучение остается актуальным для понимания нашего места в истории Божьего спасения, особенно в последние дни истории Земли. Изучение и… сохранение. Естественно, еврейские адвентистские общины (а старейшая из них образовалась еще при жизни Е.Уайт) с традиционной ориентацией на празднование, например, Йом-Кипура, имеют больше преимуществ рассказать о сердцевине адвентистской вести, чем христианские церкви. Поэтому организация таких общин становится не просто вопросом культурной контекстуализации евангелия, но укреплением «авангарда» трехангельской вести, пропагандирующем, прежде всего, адвентизм и первоначальные ценности адвентистского вероучения.
На Круглом Столе очень остро прозвучало еще одно переживание – утверждение Божьего Слова в центре христианского богослужения и личной жизни верующих в наше секулярное время. Этой теме была посвящена проповедь В.А. Крупского, прочитанная при встрече субботы. На следующий день было показано, как еврейская литургия пробует решить эту задачу. Участники встречи с помощью местных адвентистских общин провели богослужение в канонах традиционной еврейской литургии. Еврейское богослужение, порядок которого был разработан еще Ездрой, сосредоточено вокруг Слова Божьего. Слово Божье звучит в пении, построенном на псалмах Давида и других восхвалениях Библии. Оно выливается в разнообразные славословия, искусно подобранные из библейских цитат, читаемые как кантором (ведущим служение), так и всей общиной. Оно звучит при чтении благодарственных псалмов. И конечно, само служение Словом, обычно воспринимаемое в христианстве как проповедь, было представлено чтением самого Слова. Собственно, еврейское богослужение изначально строилось, как время ознакомления верующих с Библией, поэтому за год на нем должна была прочитываться вся Тора. Так, на этом богослужении, согласно очередности, читались 15 гл. Левит (вряд ли можно услышать на другом христианском богослужении чтение всех подробностей об истечениях человека!), а также главы из пророческих книг Библии и Нового Завета, касающиеся этой темы. Проповедующий показал, как образы святилища вылились в пророческие символы, а затем исполнились в христианское время. Очень необычно и красиво прозвучали слова благословения служителям, вышедшим прочесть избранные главы из Библии. Даже призыв к пожертвованию был представлен как форма благословения Божьего Имени. Такое концентрирование вокруг Слова не только эффективно выполняет главную функцию богослужения – привести человека в соприкосновение с Откровением Всевышнего и дать ему возможность более глубоко прожить опыт богопоклонения, - но и неизбежно ведет к возвышению и утверждению статуса Слова среди присутствующих. При проведении служения не были использованы традиционные еврейские одежды, поэтому, в представленном каноне никто не увидел элемента соперничества с традиционной адвентистской формой богослужения.
«Мы убеждены, что многие элементы еврейского богослужения и исследования Писаний согласуются с вероучением Адвентистов Седьмого Дня и обогащают наш опыт богопоклонения. Поэтому мы выражаем намерение исследовать перспективу использования этих методов в практике личной духовной жизни и общественных богослужений», - было записано в заключительной резолюции Круглого стола.
Участниками встречи, причастными к этому виду служения уже давно, был поднят вопрос о людях, способных совершать этот вид служения, - людях, которые умеют организовать традиционное еврейское богослужение, которые знают и понимают вопросы, задаваемые иудеями. При обсуждении этой проблемы на Круглом Столе была особо подчеркнута огромная роль неевреев для развития этого вида служения и нужда в них. Свидетельство от своего соплеменника встречается евреем, как правило, насторожено. Но понимание не-евреем еврейского пути поисков Бога, вызывает у иудеев живейший интерес. Об этом многократно упоминал еще апостол Павел в своем послании к Римлянам: «чтобы возбудить в них ревность». На Круглом Столе прозвучали примеры, подтверждающие наблюдение Павла.
Помимо решения вопросов внутреннего характера, участники круглого стола обсудили принятую в Иерусалиме итоговую декларацию «Конференции адвентистско-еврейской дружбы» (февр.2006). Особое внимание вызвал вопрос об отношении ЦАСД к проблемам Холокоста и современного антисемитизма.
На территории Украины (в г. Киеве) уже существует еврейская община адвентистов седьмого дня. Результатом работы этого Круглого стола стало обращение к руководству Украинского Униона АСД с просьбой создать консультативный комитет по планированию служения еврейскому народу на территории Украинского Униона согласно рекомендациям подобного Всемирного консультативного комитета при ГК ЦАСД. Консультативный комитет будет координировать дальнейшую работу в этой области, - в частности, отвечать за проведение намеченных программ.
Секретарь инициативной группы
Глебушко М.