Там таких слов нет. О расстановке запятых в тексте говорят правила языка, а не свободное толкование вырванного из контекста отрывка из совершенно другой книги."Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем". (
Еккл. 9:5-6).
Если желаете принимать эти слова буквально, то принимайте буквально: там нигде не говорится, что души людей умирают после смерти. Тут речь о том, что мертвые теряют земные знания и прекращаются их и любовь, и ревность, и ненависть, и участие во всех земных делах. Однако это не равнозначно потере сознания, ибо если было бы так, то и новорожденные - мертвы, и те, кто амнезией страдает.
Далее: "В могиле, куда пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (
Еккл. 9:10). Тут тоже речь только о том, что существование после смерти есть существование безрадостное.
А теперь о том, к чему в действительности эти слова:Слово "Екклесиаст" означат "проповедник", а обычный приём проповеди - усвоение и обличение мысли толпы.
Соломон в этой книге именно так и поступает. Он говорит сначала от лица толпы, а затем обличает высказанную сентенцию в духе истины. Как если бы кто-то сказал: "Пьянствуйте, неразумные!" а потом добавил "Так и ловит дьявол души, соблазняя их временной усладой". Или как если бы сказал: "Хорошо смеяться!" а потом добавил "Там, где смеются".
Вот как это выглядит в Екклесиасте:
"Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля." (
Еккл. 5:17) - мысль толпы; а ниже Соломон почему-то её обличает:
"Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше." (7:3)
Или, вот:
"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; " - мысль толпы; а ниже - мудрость Соломона:
"только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета." (11:9-10)
Ещё пример:
"И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий." - мысль толпы; а вот говорит Соломон:
"Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается. Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими?" (5:19 - 6:7-8)
Или вот:
"Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.", но знаем, что эти слова Соломон сказал не от того, что действительно так думает, а от того, что знает:
"В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их." (
Пс. 48)
Соломон сам и обличает мысль о человеке-животном заранее указывая на её подлинный смысл:
"И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там". (3:17) Где - там? Понятно, что после смерти. Кстати, если бы Вы читали книгу Екклесиаста целиком, то нашли бы прямое подтверждение тому:
"И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его" (
Еккл. 12:7).
Если буквально понимать Екклесиаст в духе 9:2 "Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы", то это будет не просто противоречить учению Писания (
Мал. 3:18;
Мф. 16:27), но и Вашему же собственному учению: ведь если так, то зачем Вам проповедовать?
Подобные плотские представление о мироустройстве осуждает. например, апостол Павел, говорящий, что грешники провозглашают как лозунг: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (
1 Кор. 15,32). А Исайя о том пророчествовал: "И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!"
И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф". (
Ис. 22, 12-14)
Что же, хотите назвать Соломона слепым поводырём? Или же воспримите действительность и поймёте, что это есть проповедь?
В пользу продолжение жизни после земной смерти говорит всё Писание, иначе в чём его смысл?
Вот, например:
"После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал:
Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив". (
3 Цар. 17, 17-23)
Обратите внимание на то, что душа возвратилась, а не была вновь создана.
"в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (
Иов. 12:10)
"И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?…завтра ты и сыны твои будете со мною..." (
1 Цар.28:15;19) Напомню, что Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул.
Или вот:
"Да обратятся нечестивые в ад, - все народы забывающие Бога" (
Пс. 9:18). "...нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде" (
Пс.30:18). "Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад..." (
Пс.54:16)
Писание также описывает сознательное существование в преисподней. Например, описывая гибель египетского фараона, пророк подчеркивает, что об этом событии "
Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев" (
Иез.32:21).
"И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его..." (
Лк.16:23)
"…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя… " (1 Петр.3:18-20).