Да грех как бы и ни при чем.
Просто Бог запретил людям делать изображения и кланяться им и всё. Но для многих это оказалось невыполнимой задачей.
Если
копнем поглубже и поподробнее - увидим следующее:
Величайшее событие в истории Израиля: знакомство с Богом через знакомство с Его требованиями и пожеланиями Израилю .
Подобно тому, как по характеру и содержанию картины можно представить сущность личности её художника, так и по характеру картины жизни общества, художником и строителем которого является Бог (
Евр.11:10),
можно методом логического размышления над Его нормами нравственности и поведения представить и «увидеть» сущность Той Личности, которая создала именно эту картину жизни.
Можно сказать, что Бог явил Себя израильтянам - познакомил Себя с ними (да и теперь - с нами) - через Свои 10 заповедей к Своему будущему народу, объявленных Моисею на горе Синай.
Ещё можно заметить, что во всех десяти заповедях нашли отражения события Эдемского сада, по ходу разбора покажем, в чём они.
Исх.20:1-3 Первая заповедь касается личности Бога –Законодателя, в правильном отношении к Нему Израиля будет заложена основа их веры и благополучия. Бог знакомит Себя с Израилем для того, чтобы они могли понять, с Кем же им предстоит иметь дело:
И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.Первая заповедь открывает Израилю того Бога, который ценит исключительную преданность и верность: они должны понять, что Сам Бог их никогда не предаст и ожидает от них такого же к Себе отношения.
Ветхий Завет - это союз прежде всего обоюдной верности.
В Эдемском саду Адам и Ева нарушили эту первую заповедь залога гармонии с Создателем: пред лицом Бога (в Его присутствии), они, тем не менее, нашли для себя и другой объект для послушания: Ева - змея, Адам - жену. В результате - стенает и мучается всё творение с тех пор за пределами Божьего рая.
Исх.20:4-6 Вторая заповедь разъясняет, в чём же, и с чего начинается предательство:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;Верность Израиля к своему Богу, например, может проявляться в том, что человек не станет себе прокладывать путь к измене:
ведь попытка сделать для себя видимое изображение того, кто невидим, означает не что иное, как начало отступления от невидимого Бога, первый шаг на пути предательства. Почему?
Потому, что если глаза настроены смотреть на другого, это означает, что они уже не смотрят в сторону Бога.
Это, в свою очередь, означает, что человек не полностью принадлежит своему Богу, а делит себя между кумиром и Богом.
Ева, например, отвела глаза от своего мужа и своего Бога и стала рассматривать змея с его предложением. Если бы она не пошла на поводу у похоти очей своих и отвергла змея, обратившись к Богу или хотя бы к мужу, катастрофы Эдема могло бы и не произойти.
За первым шагом отступничества - за созданием кумира - непременно последует и второй шаг отступничества: желание поклоняться ему и почитать его. Ева, например, после рассматривания змея захотела и послушаться его:
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,Между рассматриванием кумира и желанием его слушаться, избрав для себя в качестве предмета поклонения - грань незаметная, так как человеку проще почитать того, кого перед собою видят глаза.
Почитая кумира, человек переключает своё внимание с Бога - на кумира, это равносильно измене. Ревность Бога, не терпящего компромиссов в части сохранения верности, не потерпит измены точно так же, как не потерпит измены ревность мужа по своей жене.
А ведь измена и в брачном союзе начинается с сотворения изображения нового кумира: сначала глаза неверной жены «делают» себе нового «кумира», затем долго и пристально рассматривают его вместо своего мужа, затем у неё появляется желание заменить своего мужа - на нового своего кумира. И до осуществления своего желания - до измены - остаётся совсем немного. А всё начинается всего лишь с появления изображения другого - перед её глазами.
Бог показал Израилю, на что Он способен, если к Нему относиться легкомысленно и смотреть «на сторону»:
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.Он познакомил свой народ со своими внутренними качествами: очень плохо придётся тому, кто предаст Его (Адам и Ева были изгнаны из рая), но счастлив будет тот, кто будет хранить Ему верность и не свернёт «на сторону» (Иисус был прославлен воскресением и взятием на небеса)
наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,Как видим, предательство Бог оценивает как ненависть к Себе.
Дети, ненавидящие Господа будут наказаны, как и их отцы, предававшие Бога.
Почему наказание за предательство распространяется на несколько поколений? Потому, что родители, восстающие против Бога и ненавидящие Его, не захотят воспитать детей, любящих Господа: из поколения в поколение образ жизни отцов, как правило, передаётся и их потомкам.
Потому, что родители, восстающие против Бога и ненавидящие Его, не захотят воспитать детей, любящих Господа: из поколения в поколение образ жизни отцов, как правило, передаётся и их ближайшим потомкам, знающим их - детям, внукам, правнукам, максимум - пра-правнукам (дольше отцы не живут,
Иов.42:16;
Пс.89:10).
Линия поведения дальнейших поколений может меняться (например, умер пра-прадед, глава семейства – и к роду приходит новый глава, имеющий право вводить свои семейные законы).
А из года в год, из века век иконы, идолы и др. прлизведения рук человека рулят в поклонении... Вопрос - КОМУ?