1 декабря 2007 г. в Доме молитвы центральной общины
Санкт-Петербурга прошла
четвертая встреча из серии
«Израиль и Церковь»
«Какое преимущество быть иудеем?
- вопрос Лютера и ответ Павла»
История еврейско-христинаских отношений после реформации
План встречи:
1. Католическое и протестантское богословие о евреях.
2. Мессианское движение. Поручение для адвентистов.
3. Иудаизм в протестантском мире.
Предлагаем отрывок из лекционного материала:
…Какие же варианты благой вести предлагаются сегодня потомкам Авраама?
Теология замещения 1, безраздельно господствовавшая с IV века, сегодня проповедуеся католицизмом уже не так активно. Из католического богословия её стала вытеснять
теория двух заветов. Согласно этой теории, Творец предлагает человеческому роду два пути спасения, - через заключение Синайского т.е. Ветхого Завета (для евреев), и Нового Завета (для неевреев). Гарантией исполнения первого служило повиновение Закону, записанному Моисеем; основой для действенности второго является кровь Иисуса Христа, который исполнил закон вместо нееврея. Хотя эта теория сегодня становится доминирующей и в лютеранском богословии, остальные евангелические церкви находят её сомнительной, поскольку она предполагает иные пути спасения, кроме жертвы Иисуса. Для иудеев эта теория пока привлекательна лишь в политическом плане, но отнюдь не в богословском: если сегодня христианство говорит о двух заветах, где гарантия, что завтра оно не заговорит о трех (особенно на фоне растущей толерантности к мусульманскому миру)?
Теология большинства
евангеликалов строится на утверждении, что все пророчества Библии по отношению к Израилю – буквальные, т.е. должны исполниться непосредственно в нем, не переходя на Церковь. Согласно этой доктрине, Израиль (этнический) продолжает оставаться центром Б-го плана спасения человеческого рода от греха. Модификации этой теории могут заметно варироваться. Однако все они делают большой упор на возвращение евреев в Израиль и отстройке Третьего храма. Как мы отмечали выше, именно это богословие лежит в основе мессианского движения. Хотя, на первый взгляд, похожие идеи (такие как, постройка Храма или спасение мира через заслуги Израиля) можно найти у ультраортодоксальных иудеев, эта теория не имеет ни каких паралелей с философской мыслью иудаизма, поскольку в ней доминируют все те же настроения о забвении всех заветов кроме последнего, и не признаётся опыта старых Откровений Всевышнего о Себе.
Альтернативой этим двум направлениям богословской мысли сегодня выступает
теория двух свидетелей. Она опирается на тексты Откровения 11:3-12 (а так-же пророка
Захарии 4 гл), где говорится о двух свидетелях Слова Всевышнего человечеству (у Захарии - две маслины, дающие елей для Храма). Концепция интересна тем, что исходит из положений ортодоксальными иудаизма о существование Небесного Храма (копию которого построили евреи в пустыне) и служении в нем Мессии аналогично той работе, которую выполняло священство в земном святилище евреев. Соответственно, в ней отводится своё место духовным поискам иудаизма, как полноценному свидетельству Откровения Всевышнего, такому же как и христианство. И, следовательно, для представления полной картины Откровения Всевышнего Б-га необходимы показания обоих его очевидцев .
…В новозаветних посланиях есть утверждения о том, что в христинаском мире у Израиля сохраняется своя особая роль, отличная от христианской миссии и её методов, но ведущая к общей с ней цели. Она не заключается в построении Третьего храма, но в сохранении Слова . Кажется, куда как просто. Но медленное перетекание христианского мира в постхритсианскую культуру (термин сегодня уже устоявшийся), говорит, что сегодня у нас как-то не хорошо с христианской верой, которая, как известно, растет от Слова . В еврейской культуре и традиции скрыто еще много, что стоит разыскивать как скрытую женчужину, не отметая целиком все прошлые Откровения, как «распятые со Христом». «Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ». В христианской теологии все острее проступает понимание, что без согласования одновременного существования и Израиля (мы говорим о народе) и Церкви, любое богословие не может считаться завершенным. Все острее ошушается пустота в Откровении Слова в том месте, откуда ушел Израиль. Теология Израиля - этот вызов христинской мысли. Это побуждение к внимательному изучению Писания. Это молитвенное обращение к Тому, Чьё Слово - Истина. Мы все ожидаем нашего Царя. Мы не хотим, чтобы Его пришествие замедлило. Так что же для этого необходимо сделать сегодня нам - иудеям и еллинам?
________________________________
1 Теология замещения была впервые предложена Маркионом (2 век н.э.), который был отлучен за неё от церкви в 144г н.э.. Однако позже она была детально разработана в книге Августина «О граде Божьем». Её главное утвержение состоит в том, что Израиль по плоти после распятия Христа был заменен духовным Израилем, т.е. Церковью. Отсюда последовала необходимость очистить Церковь от «иудейских» атрибутов, - соблюдение субботы, старого календаря, таких понятий как чистая и нечистая пища. Роль Иерусалимского Храма стали выполнять соборы. Поэтому молитвеные дома первых хистиан, построенные по типу синагог, стали вытесняться храмами, где было разделение на святое и святое святых. Существование храма, предполагало и наличие священства. Но поскольку в иудейском храме роль первосвященника мыслилась как напоминание о работе Мессии в Небесном Храме, после реализации католической церковью этой теологии в 508 г., когда епископу римскому было присвоено звание «понтифик максимус» т.е.первосвященник, было объявлено и о его непогрешимости. Этого же богословия (за исключением введениея статуса понтифика)придерживается православная церковь. Описание этой теологии можно найти в книге А. Меня «Таинство, слово и образ».
2 Вт.17:6,
Вт.19:15,
2 Кор.13:1,
Ин.8:17 и др.
3 См. об этом
Римлянам 3:1,2
4 См. об этом
Римлянам 10:17
5 Матфея 13:52