Конец «русской весны» мирового православия

2019-10-27 18:53:06: РИСУ

Собор Иерархии Элладской Церкви, собравшийся 12 октября этого года, кажется, накрыл медным тазом все беспрецедентные попытки России блокировать признание ПЦУ. Не будем повторять все, что писали об этом в многочисленных статьях аналитики, богословы, религиоведы и даже политологи. Рубикон перейден.

. Это уже даже если не начинать дискуссию о разнице между властью и авторитетом. Никто не будет признавать Вселенского Патриарха еретиком, поскольку многие благодаря этому «папизму» имеют то, что имеют. Ведь, например, если бы не «папизм» одного Вселенского Патриарха, ходил бы другой Патриарх с титулом «Александрийский и всего Египта» без Африки. И если бы не «папизм» еще одного Вселенского Патриарха, Антиохийский Патриархат в Америке не имел бы монополии над арабской диаспорой.

Утвердить собственное первенство и исключительное право навязывать свое понимание «чистоты православия»? Тогда это тот же «папизм», только в профиль. И доказать, что московский догматический папизм лучше административного фанарского, будет трудно. Как и объяснить другим поместным Церквям, что без русских их православие какое-то неправославное. Конструкт «Россия как гарант канонической конституции» никому не интересен, особенно грекам.

Переформатировать всю систему межправославных отношений? Тогда Украина — это только повод для борьбы за ресурсы, и никакими канонами, церковными традициями и экклезиологией здесь не пахнет. Тогда надо честно признать, что существующая архитектура этих отношений не устраивает РПЦ, которая привыкла к простой схеме «товар — деньги — товар» ( «мы заплатили — вы взяли под козырек»). Такая вот контролируемая соборность.

И вот здесь московские инфлюенсеры начинают осознавать, что высоких богословско-канонических целей у РПЦ в этой войне не было и не может быть. За ее спиной в этой борьбе не стояла никакая экклезиологическая правота. Речь шла только о монополии в Украине, и все. Банально и приземленно: без Украины РПЦ теряет свое доминирующее положение. Это как с «русской весной»: начиналось все с призывов отстоять высшие православно-цивилизационные ценности, а закончилось отжатым бизнесом, комендантским часом и гуманитарной помощью. Так почему бы тогда не признать возможность «эстонского сценария», если овчинка выделки не стоит? Тем более что этот простой жест вежливости может вернуть РПЦ имидж благородного миротворца с уравновешенной психикой. Худой мир лучше хорошей войны. Не так ли вел себя Константинополь, когда Россия отжимала у него канонические территории? Пришло время для России вернуть должок.

Как бы ни восхваляли придворные пропагандисты решение Синода РПЦ не разрывать евхаристических отношений с Элладской Церковью, оно уже является актом капитуляции. Как , «разрыв евхаристического общения — это действие дипломатическо-дисциплинарного характера в отношениях Церквей». А если это действие не дает ни дипломатических, ни дисциплинарных результатов, то зачем огород городить?

Здесь не надо забывать и еще один важный фактор. Трансфер политической власти в России, о котором уже говорят определенное время, не в последнюю очередь приведет к тому, что цинично называется «утилизация старых элит». Патриарх Кирилл с его неадекватной внешней и внутренней церковной политикой как раз является типичным кандидатом на эту утилизацию. Речь даже не о проблемах российского бомонда с традиционным для них люкс-паломничеством на тот же Афон. Российский политикум уже слишком раздражен эмоциональными решениями главы РПЦ, который успел за короткое время побить горшки со Вселенским Патриархом и «випилить» зарубежные русские церковные центры влияния со всех завоеванных позиций.

Советский союз после восстановления Моспатриархии тщательно, шаг за шагом имплементировал РПЦ в церковную геополитику. Патриарх Кирилл, возглавлявший ОВЦС МП через после своего патрона митрополита Никодима Ротова, как никто другой знает, насколько было важно для СССР иметь в разных межцерковных институциях свои глаза, уши и, главное, голос. Теперь, когда у Патриарха Кирилла окончательно сдали нервы, можно считать, что период международного влияния Русской Церкви (и Российского государства через Церковь) уже постепенно завершается. Ведь через Украину РПЦ сама себя посадила на шпагат: или оставаться крупным международным центром влияния любой ценой — или взять курс на самодостаточность «ради чистоты православия». Выбери она первое, это будет означать ее осознанное согласие на «каноническую беспринципность» (с точки зрения консерваторов). Выбери она второе — это будет означать ее сознательную ответственность за потерю полезности для российских властей (со всеми последствиями). Свой среди чужих, чужой среди своих. «Зачем он целуется с Папой?» — «Ради продвижения интересов российского государства». Отказ от межправославных и экуменических контактов — это фактически отказ от своей традиционной роли в поддержании величия государства. Этот цугцванг может парализовать любого благочестивого русского патриота. И можно предположить, что уменьшение напряжения в шпагате завершится в сторону возвращения к «канонической беспринципности». То есть, выражаясь простым языком, к постепенному восстановлению отношений с Константинополем. Борьба между церковными консерваторами и государственниками завершится победой государственников. Ведь именно служение собственному государству — и есть та самая соль, которая характеризует РПЦ. И если эта соль потеряет свою соленость... Наши соседи стали жертвой собственной нездоровой фантазии «Россия — Катехон». Обратите внимание: не РПЦ является Катехоном, а именно Россия.

Что дальше? Здесь все зависит от того, в чем именно церковная Москва видит свой инстинкт самосохранения. Но есть основания для осторожного оптимизма, что скоро риторика политических и церковных спикеров постепенно начнет меняться. Раскол станет размолвкой, «стамбульский папа» вновь станет «Вселенским Патриархом», а «ряженые раскольники» превратятся в «братьев, отсутствие единства с которыми очень огорчает». Как говорится, «были демоны, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались». Штатным пропагандистам не привыкать переобуваться в воздухе. Жаль только тех романтиков, которые искренне поверили в церковную «русскую весну» и наперегонки побежали срывать отовсюду фанарские флаги и вешать российские триколоры. Впереди их ждет комендантский час.

Читайте также: