Тир - Энциклопедия архимандрита Никифора

ТИР (скала) - название древнего, знаменитого Финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав 19:29). По свидетельству И. Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (2Цар 5:11, 3Цар 5:1). В царствование Давида и Соломона, между Тирянами и Евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям Евреев, так как Тиряне издавна уже славились своею морскою торговлею. Роскошь, нечестие и идолопоклонство Тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис 23:1, Иер 25:22, Амос 1:9-10, Иез 26:2 и др.). Некоторые из этих Библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенною своею силою, ясностью и полнотою. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь, и др. Тир не был так древен как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее - вопрос спорный. Часть Тира находившегося на материке называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 англ. миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира находившаяся на материке древнее первой. Об ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (19:29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонскою, а другая на южном - Египетская. Громадный канал, проведенный через весь, город, соединял между собою обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше, Хирам, царь Тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в Иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в Идумейском городе Ециен-Гавере, и вместе с Тирскими мореходцами Евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона, дочь Тирского царя Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за Израильского царя Ахава. О торговых сношениях Тирян с Израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (гл. 27). Но вместе с возвышением Тирян, с увеличением их богатства и славы, возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: "я бог, и восседаю на седалище божием в сердце морей" (Иез 28:2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, Тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность Тирян при царях Израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: - "Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои.... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам" (Иез 26:1-5-14, 27:26-36, 28:6-19, Ис гл. 3). Все это в свое время исполнилось. Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным Азиатским завоевателем, Салманассаром, царем Ассирийским, и за тем с Навуходоносором, царем Вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец - с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10,000 из его народонаселения предано смерти, а 40,000 - проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руины еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и, посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед затем подпал под власть Римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия. В средние века Тир неоднократно осаждали Крестоносцы и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3,000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в Библейских книгах многочисленны и разнообразны: так например в кн. пр. Иезекииля (гл. 27) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлею Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона Сенирские кипарисы для устроения своих помостов и Ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов Васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта узорчатые полотна на паруса и флага; голубые и пурпурового цвета ткани - из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран граничащих с Понтом он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой - пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска - вино Хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей Кидарских - ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы - все лучшие благовония; из Индии - золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии Ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно. Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги. Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из Иудеев. "Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т.е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам" (Мф 11:21-22, Лк 10:13-14). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк 3:8, Лк 6:17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной Сирофиникиянки, которая несмотря на то что была язычница, имела великую веру в Него, как Спасителя (Мф 15:21-28). Из кн. Деяний Апостольских видно, что в Тире рано образовалась Христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т.е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний Апостольских, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город, и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян 21:3-6). В 196 г. по Р.Х. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III веке, окончил свою жизнь знаменитый Ориген - Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!