Фарра - Энциклопедия архимандрита Никифора

ФАРРА Быт 11:24-32, Нав 24:2, 1Пар 1:26 - из потомства Сима, сын Нахора, отец Аврама, Нахора и Арана. Жил с семейством своим в Уре, городе Халдейском между pp. Евфратом и верховьями Тигра. Из сыновей его Аран, отец Лота умер в молодости еще при жизни отца, Епифаний (de Haeres L, 1) думает, что редкая в древности смерть сына прежде отца была наказанием Фарры за идолопоклонство. Идолопоклонство в то время было весьма распространено. Церковь и вера находились, по-видимому, в крайней опасности. Что Фарра был идолопоклонник, в том удостоверяет свидетельство книги И. Навина: "За рекою жили omцы ваши издревле, Фарра, omeц Авраама и отец Нахора, и служили иным богам." Но решимость Фарры в преклонных летах последовать повелению Божию данному сыну его Авраму - оставить отечество и идти со всем семейством в землю Ханаанскую, показывает, что в нем была вера в Бога; остатки чистого Богопознания и добродетели, долго сохранявшиеся в той даже части его потомства, которая ближе была к заблуждению, доказывают, что он не был подобен прочим идолопоклонникам, что небесный свет боролся еще в нем со тьмою, которую распространял господствующий дух времени, Фарра оставил свой родной город Ур и со всем семейством и имуществом отправился в землю Ханаанскую; но по привязанности ли к стране, которую в память умершего сына своего назвал Харран, или по своей старости и болезни он остановился при Евфрате в Харране, и здесь скончался 205 лет.От Фарры начинается история странствования патриархов, воззванных Богом из смешения народов. Нравственною целью сего странствования, и так сказать, изгнание из всего мира, избранного племени, должно полагать то, чтобы оно таким образом сохранилось от суеверий и заблуждений своего времени, в которых чрез близкое сообщение и смешение с другими племенами совершенно могло бы погрязнуть. Дом Фарры был уже не далек от сей гибели, как Бог простер к Аврааму слово благодати и спасения (Нав 24:2). Апостол Павел дает истории странствующих патриархов высший вид и разум, когда говорит, что сие странствование было хождение верою, ожидание града, имеющего неподвижные основания, которого зодчий и основатель есть Бог, искание отечества небесного (Евр 11:8-16). Сие значит, что внешние и видимые приключения патриархов выражали духовный и внутренний путь (Записки на кн. Быт Митр. Филарета). Есф 0:1, 2:21, 6:2; При дворе царя Артаксеркса между прочими были два евнуха - Гавафа и Фарра, оберегавшие дворец, или порог царский, которые из ненависти к Мардохею, удостоенному от царя чести сидеть у ворот царских, решились наложить руку на царя. Мардохей узнал об их намерении и чрез Есфирь довел о том до сведения царя. Дело было исследовано, и найдено верным, и оба заговорщика были повешены, а о заслугах Мардохея было внесено в книгу дневных записей у царя. см. Есфирь и Мардохей. ФАРСИС Слово это в Св. Писании представляет: 1) имя трех лиц, 2) название местности. Под именем Фарсиса известны следующие лица: Быт 10:4, 1Пар 1:7 - из сыновей Иавана, сына Иафета, сына Ноя. От поколения Иафета и в том числе от сыновей Иавана (Елисы, Фарсиса, Киттима и Доданима) "населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих" (Быт 10:5). 1Пар 7:10 - сын Иедиаила, поколения Вениамина. Сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; было их семнадцать тысяч и двести выходящих на войну. Есф 1:14 - из семи князей Персидских и Мидийских, приближенных к царю Артаксерксу. Эти семь князей могли видеть лицо царя, и сидели первыми в царстве. Они присутствовали на пиршестве царя, которое с царскою роскошью продолжалось в течении ста восьмидесяти дней, и внушили ему лишить его супругу, Астинь, царского достоинства за сопротивление воле царя предстать пред ним в венце царском в то время, когда развеселилось сердце царя от вина, предстать для того, чтобы показать народам и князьям, которые окружали в то время царя, красоту свою. "Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорит всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно," сказал царю князь Мемухан ( Есф 1:18). Астинь была низложена и на ее место возведена Есфирь. (см. Есфирь.). ФАРСИС - местность, или страна (Ис 2:16, 23:1-10, 60:9, Иез 27:12, 38:13, Пс 47:8, 71:10, Иер 10:9, Ион. 1:3, 4:2, 3Цар 10:22, 2Пар 9:21, 20:36-37). Некоторые полагали, что город с подобным наименованием находился на восточном берегу Африки, или в числе южных гаваней Азии, с которыми вели торговлю корабли Хирама и Соломона - золотом, серебром, слоновою костью, обезьянами и павлинами (2Пар 9:21). Говорили при этом, что означенные корабли в три года совершали свое длинное путешествие, и возвращались домой с товарами. Отсюда выводили такое заключение, что город, с которым производилась эта торговля, должен был находиться в довольно значительном расстоянии от Иудеи; и что, посетив Фарсись, и запасшись его товарами, Евреи продолжали свою торговлю с другими отдаленнейшими гаванями и совершали весь длинный морской путь в течение трех лет. Но все это только одни предположения. Фарсис был знаменитым городом и гаванью на юге Испании, и служил также названием одной реки и области. LXX передают это название словом: Карфаген, Вульгата - словом: море, а Таргум иногда словом: Африка. Пр. Иона бежал в г. Фарсис, находившийся в противоположном направлении от Ниневии. Корабли Соломона плавали к нему, вместе с кораблями Хирама, царя Тирского, по направлению к Финикии, так как Фарсис был Финикийскою колониею (Ис 33). Путешествие чрез Средиземное море в Фарсис совершалось на огромных судах того времени, называемых кораблями Фарсийскими (Ис 2:16, 23:1-14 и др.). Эти корабли, возвращаясь из Фарсиса тяжело нагруженными, нередко разбивались от восточного ветра, при переезде чрез Средиземное море. Потому-то Псалмопевец в одном из своих псалмов говорит: Восточным ветром Ты (т.е. Господь) сокрушил Фарсийские корабли (47:8). Фарсис, называемый у Греков Тартезом, изобиловал драгоценными металлами, равно как железом, оловом, медью. На обилие оных часто указывают классические писатели. В позднейшие времена Римского владычества, добыванием металлов в Фарсийских копях занималось ежедневно до 40,000 человек, доставлявших иногда каждый день до 25,000 драхм Римской республике. Главное затруднение относительно определения положения Фарсиса заключается в сравнении цитат: 3Цар 22:48 и 2Пар 20:36. В кн. Царств корабли, построенные Иосафатом на Чермном море для отправления в Офир, называются кораблями Фарсийскими, и они были так обширны, как и те, которые употреблялись для торговли с Фарсисом, но в кн. Паралипоменон говорится, что они были сооружены для отправлении в Фарсис. Предполагались различные заключения для примирения означенного разногласия, - и даже такого рода догадка, что корабли, сооруженные на Чермном море в Ецион-Гавере, были перетащены волоком чрез Суецкий перешеек, и спущены на воду в Средиземное море. Очевидно, что свящ. писатель кн. Паралипоменон не совсем правильно понял значение фразы: корабли Фарсийские, и полагая, что под оным разумеются корабли, назначенные для отправления в Фарсис, означенным выражением и передал свою мысль.