Праздники - Словарь В.П. Вихлянцева

-- их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см.) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие (см.), в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Вт 15.1-3), оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием (Лев 25.1-7). Еще более торжественным был юбилейный год -- следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев 25.8-13).
Основными ежегодными праздниками были: Пасха (см.), Пятидесятница (см.) и праздник кущей (см.). На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Вт 16.16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.

Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно тор-жественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб (см.). В десятый день того же месяца отмечался день очищения (см.), а с 15 до 22 дня—праздник кущей (см.). После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления (см.) и Пурим (см.). Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы (см.) и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник «первый сноп жатвы» отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Вт 16.9)—ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники «первый сноп жатвы» и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники—нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику «первый сноп жатвы» (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась на 10 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год—также седьмым, а юбилейный—следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц—Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей—дважды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для при-мера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со «среды») и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя—выделены).