Храм - Словарь В.П. Вихлянцева

-- центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9, 3.3, Пс 5.8, 26.4, 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17, 6.19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (От 21.22, в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22, 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37, 18.10, Деян 3.1, 5.20,25, 21.26-30, 22.17, 24.18, 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного -- см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.